Сущность российского федерализма
Федерализм — это принцип организации федеративных отношений внутри государства, особенности государственного устройства. Федеративное устройство РФ закреплено в Конституции.
История развития федерализма в России обусловлена рядом особенностей, порожденных совокупностью исторических, политических, экономических и других факторов. С конца XX века Россия находится в состоянии государственного реформирования. Юридически закрепленный федеративный тип устройства начал фактически реализовываться, порождая определенные проблемы в вопросах правоприменения.
В России принцип федерализма имеет свои особенности, которые обусловлены политическими изменениями, происходящими в стране в 90-х гг. XX века. Федеративное устройство страны нашло свое отражение в Конституции РФ 1993 года и в практике ее последующей реализации. Принципы российского федерализма закреплены в ст. 5 Основного закона.
В РФ созданы гарантии для выбора каждым народом и народностью своего языка, его развития и сохранения. В Конституции провозглашен принцип равноправия всех граждан независимо от национальности, социального положения, языка, религиозных взглядов, образования.
В тоже время, центральная власть, создавая условия для национального самоопределения в пределах Федерации, пресекает любые попытки ее субъектов выйти в одностороннем порядке из состава Федерации. Эффективное и своевременное пресечение таких попыток указывает на силу федеративного устройства государства и его жизнеспособность. Исторически наиболее сложными вопросами федерализма являются вопросы разграничения полномочий и предметов ведения между РФ и ее субъектами.
Важнейший отличительный признак российского федерализма — принцип верховенства Конституции РФ над федеральным и региональным законодательством (ст. 15). Например, Конституционный Суд может признать любой нормативный акт субъекта Федерации юридически недействительным, если он противоречит Конституции, федеральным законам, принят в пределах ведения РФ или в пределах совместного ведения Федерации и субъектов Федерации.
Особенности российского федерализма
В РФ полномочия государственной власти реализуются исполнительной властью, поэтому российский федерализм часто называют исполнительным. Однако Россия не является в чистом виде исполнительной федерацией, так как в Конституции (ст. 72) предусмотрены предметы совместного ведения Федерации и субъектов, а также закреплено положение, что деятельность органов государственной власти не может вступать в противоречие с федеральным законодательством.
Теория права подразделяет федерации на симметричные и асимметричные. Большинство исследователей относят Россию к ассиметричным федерациям, так как ее субъекты имеют разный статус, закрепленный в Конституции. Отдельные правоведы предлагают сделать федерацию симметричной, закрепив и сравняв права всех субъектов РФ.
Конституция (ч. 2 ст. 76) закрепляет, что по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. Это положение с точки зрения целостности государственного управления и правового регулирования является достаточно обоснованным. На практике наблюдается значительное вмешательство центральной власти в компетенции субъектов РФ. Федеральное законодательство убирает границу между детальным и принципиальным регулированием, так как в федеральных законах совместного ведения присутствуют оба аспекта.
Особенности российского федерализма:
- большое количество субъектов Федерации (83 равноправных субъекта);
- субъекты РФ не могут самостоятельно выйти из состава РФ;
- по согласованию с общефедеральными органами власти, на основании конституционного законодательства статус субъекта РФ может быть изменен;
- разностатусность (неравноправие) субъектов Федерации и городов федерального значения в бюджетных отношениях;
- ассиметричность субъектов Федерации.
Субъекты Федерации стеснены в своих полномочиях Федеральный закон, который выступает объемным нормативным актом, содержит наряду с регламентацией общих принципов организации государственной власти детальное правовое регулирование, лишая этим субъекты РФ самостоятельности. Своей детальной правовой регламентацией этот Закон сводит к минимуму участие субъектов Федерации в организации собственных органов власти.
Полномочия субъектов Федерации, касающиеся вопросов совместного ведения, минимизируются правовой позицией Конституционного Суда РФ, который указывает, что в случае, если субъект не принял закон по вопросу, отнесенному к его компетенции федеральным законодательством в порядке полномочий, закрепленных Конституцией, он сам может регулировать правоотношения в этой сфере.
Бюджетный российский федерализм
Бюджетный федерализм — это автономное функционирование бюджетов отдельных уровней на разных стадиях бюджетного процесса.
Принципы бюджетного федерализма:
- самостоятельность бюджетов субъектов РФ, управление собственными источниками дохода, право определять направления их использования;
- право на компенсацию расходов, которые возникли в результате решений, принятых вышестоящими органами управления и власти;
- право предоставления налоговых льгот;
- недопустимость изъятия дополнительных доходов в бюджеты более высоких уровней;
- соответствие финансовых ресурсов выполняемым органами управления и власти функциям;
- разграничение бюджетной ответственности, расходных полномочий между региональными и федеральными органами власти;
- формализованные, нормативно-расчетные методы регулирования межбюджетных отношений;
- наличие специальных процедур разрешения и предотвращения конфликтов между разными уровнями власти, достижения согласованных решений относительно налогово-бюджетной политики.
Исходными пунктами формирования российского федерализма являются: наличие нескольких групп экономических регионов, которые отличаются уровнями экономической самостоятельности (развитые, развитые выше среднего, средние, развитые ниже среднего, слаборазвитые); ресурсная разбалансированность бюджетов; значительные различия субъектов Федерации по основным социально-демографическим характеристикам.