Характерные особенности смешанной избирательной системы
Избирательная система – это система, которая определяет порядок выборов в представительные органы власти. Избирательная система выступает своеобразным институтом представительной демократии, где законы и решения принимаются депутатами – представителями, избранными населением.
Смешанная избирательная система – это система, основанная на одновременном использовании в избирательном процессе мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.
Смешанная система возникла в результате объединения преимуществ пропорциональной и мажоритарной систем и, исключения (по возможности) их недостатков. Смешанная система стремится к максимально возможному использованию достоинств обеих систем. При этом одна часть кандидатов избирается в соответствии с правилами одной системы, а другая – по правилам другой (к примеру, формирование нижней части палаты парламента Германии). Использование принципов мажоритарной системы благоприятствует формированию устойчивого правительства, а пропорциональной системы – более полному учету голосов избирателей, что точнее отображает реальную картину политической ситуации.
В последние десятилетия к смешанной избирательной системе пришло около 30 стран (Западноевропейские страны, Армения, Албания, Япония, Сенегал, Новая Зеландия, Австралия, Египет, Мексиканские Соединенные Штаты). Поведенные реформы позволили значительно ускорить в этих государствах процессы политической структуризации парламента и всего общества.
Смешанные избирательные системы различных стран обладают разными вариациями и отличаются уровнем демократизма. Система подсчета голосов оказывает огромное влияние на политические процессы в социуме и на партийно-политическую систему. Так, в Египте смешанная система – это комплексное голосование по партийным спискам и индивидуальному баллотированию, при котором избирается по одну кандидату, выдвинувшему себя в каждом округе. Оставшиеся мандаты распределяются среди лиц, включенных в партийные списки. В Австралии мажоритарно-пропорциональная система представлена в следующем виде: одну парламентскую палату избирают по мажоритарной избирательной системе, и она составляет абсолютное большинство, а вторая палата избирается по пропорциональной системе.
Отдельные смешанные системы имеют природу механического сочетания мажоритарного и пропорционального принципов (например, Российская Федерация): 50% Государственной Думы избирается по мажоритарной системе, а оставшаяся часть – по спискам избирательных блоков и объединений по пропорциональной системе. Такая же система используется в Германии, однако при этом комбинируются разные способы подсчета голосов.
В последнее время в странах, где традиционной является мажоритарная система, все чаще можно наблюдать тенденцию к ее объединению в отдельных вопросах с пропорциональной избирательной системой. Например, региональные законодательные органы власти в Великобритании (Национальное собрание Уэльса, парламенты Шотландии и Ольстера) избираются на основе пропорциональной системы. Во Франции, где используется мажоритарная система, городской совет Парижа, законодательные органы власти департаментов и регионов, полностью избираются по партийным спискам.
Практика использования смешанной избирательной системы
В России в 2003 году Государственная Дума избиралась по мажоритарно-пропорциональной системе. При этом половина депутатов избиралась по федеральным спискам избирательных объединений, а вторая половина – по одномандатным округам.
Практика использования смешанной избирательной системы при избирательной компании в законодательные органы государственной власти субъектов РФ показала необходимость и важность внесения в федеральное законодательство, которое занимается вопросами регулирования порядка участия в выборах, дополнений и изменения, а именно:
- заградительный порог (барьер, который должен пройти список кандидатов, для того, чтобы участвовать в распределении мандатов) не должен превышать 7%;
- повысить до 30-50% общее число кандидатов, которые выбыли из списка кандидатов в качестве основания отмены регистрации списка, отказа в регистрации;
- заполнить пробел в федеральном законодательстве о выборах и политических партиях, рассмотрев возможность выдвижения местными отделениями политических партий на выборах в органы местного самоуправления своих кандидатов.
Многие исследователи считают, что мажоритарно-пропорциональная системам должна быть использована при формировании всех уровней представительных органов, в том числе при формировании таких органов в муниципальных образованиях.
В современных условиях в Российской Федерации на выборах депутатов представительных органов абсолютно всех уровней нужна смешанная избирательная система. Такая система наиболее полно может отобразить интересы и конституционные права граждан страны, возможности, которые предоставляются политическим партиям в управлении страной и обществом, способствовать формированию и развитию института гражданского общества.
Преимущества использования смешанной избирательной системы
Использование мажоритарно-пропорциональной системы обладает рядом преимуществ:
- стимулирует организацию региональных отделений разных политических партий, растет конкуренция, значительно повышается эффективность их деятельности;
- повышается качество законотворческой деятельности, депутаты более интенсивно готовят поправки, растет требовательность к руководителям исполнительной власти регионов в отношении подготовки проектов законов и дальнейшей их реализации;
- через политическую деятельность партий, их предвыборных программ, общественные мнение разных групп населения учитывается более объективно;
- помогает сформировать профессиональный парламент, отражающий своим составом соотношение политических сил в обществе;
- так как часть депутатов избирается на пропорциональной основе, это способствует укреплению политических партий;
- сохраняет преемственность политических систем благодаря поддержке политических традиций, так как применение мажоритарной системы позволяет сохранить шансы на создание однопартийного стабильного правительства.