Сущность понятий «правоохранительные органы» и «правоохранительная деятельность»
Правоохранительные органы — это государственные органы, предназначенные для реализации определенного направления и вида правоохранительной деятельности.
Правоохранительная деятельность — это разновидность государственной деятельности по охране правопорядка и законности, защите прав, свобод, интересов юридических лиц, отдельных граждан, обеспеченная мерами принудительного характера и осуществляемая в установленном законодательством порядке специально уполномоченными государственными органами.
Основные функции правоохранительной деятельности:
- контроль за исполнением Конституции;
- прокурорский надзор;
- осуществление правосудие;
- раскрытие и расследование преступлений;
- защита по уголовным делам и предоставление юридической помощи;
- исполнение судебных решений;
- охрана безопасности и общественного порядка;
- оказание содействия правоохранительным органам.
Правоохранительная деятельность направлена на защиту и охрану законных интересов, прав юридических лиц, граждан, государства. Она осуществляется специально уполномоченными субъектами, обладающими соответствующими правами и обязанностями. Правоохранительная деятельность реализуется на основании и в соответствии с законом (иногда, исключительно в процессуальной форме). Такая деятельность может быть связана с применением мер государственного принуждения.
Обоснованные и законные решения, которые приняты субъектами правоохранительной деятельности, должны подлежать исполнению как гражданами, так и должностными лицами. Решения правоохранительных органов могут быть обжалованы.
Судебная власть и правосудие
Судебная власть — это разновидность государственной власти, которая реализуется через конституционное, административное, гражданское, уголовное судопроизводство и обладает исключительными полномочиями и функциями.
Правосудие — это разновидность государственной деятельности, осуществляемая посредством рассмотрения в суде отнесенных к его компетенции административных, гражданских, уголовных дел, жалоб на нарушения конституционных прав, экономических споров и т.д.
Основные признаки правосудия:
- осуществляется в установленном законодательством порядке, только судом (Конституция, ст. 118);
- осуществляется на основе принципов судопроизводства, признанных и установленных нормами внутреннего и международного права;
- проводится в форме судебного заседания;
- правовой спор при осуществлении правосудия разрешается по существу, посредством прямого исследования доказательств, представленных сторонами, вынесения итогового решения судом по делу (акта правосудия).
Судоустройство представляет собой отрасль права, которая определяет статус судьи, порядок взаимоотношения разных судебных органов, взаимодействия с другими ветвями государственной власти.
Судопроизводство — это особый порядок деятельности суда при изучении подведомственных вопросов, форма реализации судебной власти. Судопроизводство может быть конституционным, административным, гражданским или уголовным. Под судопроизводством понимают деятельность судебных и других государственных органов, участвующих в ней субъектов по подготовке уголовного дела к судебному разбирательству, в процессе рассмотрения его в суде, исполнению судебного акта (приговора суда, его решения).
В Конституции РФ, в отраслевых законах закреплены наиболее общие положения, принципы организации правосудия, которые отражают важнейшие стороны структуры и функционирования органов судебной власти, определяющие порядок организации и деятельности судов.
Прокурорский надзор
Прокуратура РФ — это единая централизованная система органов федерального уровня, осуществляющая от имени РФ надзор за соблюдением Конституции России и исполнением законов.
В систему органов прокуратуры входят: территориальные органы (прокуратуры республик, областей, краев, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, автономных округов и областей); органы военной прокуратуры (окружные, флотские прокуратуры), военные гарнизонные прокуратуры; специализированные прокуратуры (природоохранные, на транспорте и т.д.).
Основные направления прокурорского надзора:
- за соблюдением законодательства;
- за соблюдением свобод и прав гражданина;
- за исполнением законов оперативно-розыскными органами, которые осуществляют предварительное следствие и дознание;
- за исполнением законов приставами;
- надзор за исполнением законов и нормативно-правовых актов администрациями учреждений и органов, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера, назначаемые судом.
Органы прокуратуры осуществляют уголовное преследование лиц согласно их полномочиям, установленным уголовно-процессуальным законодательством, направляют деятельность по борьбе с преступностью, возбуждают дела об административных правонарушениях и проводят административное расследование, участвуют в рассмотрении уголовных дел судами, занимаются правотворческой деятельностью, в международном сотрудничестве.
Органы предварительного расследования
К органам предварительного расследования относятся следственный комитет, следственные подразделения ОВД, следственные подразделения органов ФСБ.
Следователь — это уполномоченное должностное лицо, осуществляющее предварительное следствие и реализующее иные полномочия, предусмотренные УПК.
Следственный комитет РФ выполняет ряд задач: качественное и оперативное расследование уголовных дел в соответствии с подследственностью; обеспечение законности при регистрации и проверке информации и сообщений о преступлениях, производстве предварительного расследования, возбуждении уголовных дел; процессуальный контроль деятельности следственных органов и должностных лиц Следственного комитета; выявление обстоятельств, способствующих совершению преступления, реализация мер по устранению таких обстоятельств; осуществление международного сотрудничества (в пределах своих полномочий) в сфере уголовного судопроизводства; разработка и принятие мер по реализации государственной политики в сфере соблюдения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве; совершенствование нормативно-правового регулирования; определение порядка представления статистических отчетов о процессуальном контроле и следственной работе.