Общая характеристика университетского устава 1863 года
Университетский устав 1863 года — это правовой акт середины XIX века, принятый в Российской Империи и определивший порядок устройства университетов того времени. Устав являлся главным результатом реформы в сфере образования, которая проводилась в контексте «Великих реформ» Александра II и был самым либеральным из всех дореволюционных университетских уставов.
Основные положения устава 1863 года стали общим уставом для университетов Петербурга, Москвы, Казани, Харькова, Киева, и Варшавы.
Устав 1863 года считается наиболее либеральным, так как он:
- устранил полицейский произвол и административные ограничения николаевской эпохи;
- дал правовую устойчивость университетам, благодаря чему окреп статус ученого сословия;
- узаконил в «университетском вопросе» позитивных изменений, которые появились с воцарением Александра II;
- учебный процесс и научная деятельность получили финансовую поддержку.
Новый университетский устав 1863 года являлся общим, его законодательная сила распространялась на основные университеты Российской Империи. Все эти университеты находились в ведении министра народного просвещения, вверялись попечителю соответствующего учебного округа.
Основные положения университетского устава 1863 года
Основные положения Устава университетов 1863 года отражены в его структуре.
Структура университетского устава 1863 года:
- Глава 1. Посвящена общим, основным положениям. Любой Университет обязательно должен иметь четыре факультета: юридический, историко-филологический, медицинский, физико-математический (исключение допускалось только в Санкт-Петербуржском университете, где вместо медицинского факультета был восточный факультет. Управлял университетом ректор. Университетское управление осуществляли Проректор, Правление Университета, Университетский Совет, Университетский суд.
- Глава 2. Описывает положения о факультетах. Факультеты могли подразделяться на отделения. В каждом факультете функционировало Собрание, которое возглавлял декан факультета. Принимать участие в Собрании мог любой преподаватель, выдвигавший вопросы по учебным предметам и т.д. Деканы факультетов избирались на 3 года. По мере увеличения финансирования и по мере необходимости могло быть увеличено количество профессоров.
- Глава 3. Описывает функции и обязанности попечителя. Попечитель должен был принимать меры, чтобы университеты исполняли свои функции. При нарушении деятельности университета попечитель должен оповестить об этом Министра народного просвещения. Попечитель имел право предоставлять собственные предложения, касающиеся учебного округа или дел университета на Университетские Советы.
- Глава 4. Посвящена деятельности ректора. Университетский Совет избирал ректора раз в 4 года. Ректор должен был судить за учебным процессом, порядком, награждать отличившихся, делать замечания и выговоры. Ректор председательствовал в Правлении, имел право открывать и закрывать Университетский Совет.
- Глава 5. Посвящена Правлению, Университетскому Совету, Канцелярии университета и Суду. Собрания проводятся 1 раз в месяц, при возникновении экстренных ситуаций — по мере необходимости. Спорные вопросы решались большинством голосов. Если количество голосов разных сторон было равным, то решение принимал ректор. Раз год Собрание предоставляло попечителю учебного округа все протоколы, которые могли быть частично или полностью опубликованы. Правление предоставляло Собранию смету расходов. Раз в год Совет избирал в Университетский суд трех преподавателей. Обязанность Университетского суда — судить нарушителей университетского порядка, разрешать споры, возникающие между преподавателями и студентами.
- Глава 6. Описывает правовое положение проректора и инспектора. Университетский Совет избирал проректоров, инспекторов из преподавательского состава, чиновников на 3 года. Их утверждал министр народного просвещения. Проректоры, инспекторы для слежения за порядком могли иметь несколько помощников, для ведения студенческих дел — секретаря.
- Глава 7. Раскрывает положения о преподавателях, лицах, состоящих в учебно-вспомогательных учреждениях университета. Каждый из факультетов выдвигал своего кандидата на звание профессора, их кандидатуры рассматривало Факультетское Собрание. Выборы происходили на Собрании университета, Министр просвещения утверждал профессоров, попечителей учебного округа, доцентов и лекторов.
Главная функция попечителя — общий контроль за выполнением административными органами, профессорами, преподавателями, слушателями и студентами, служащими университета их прямых обязанностей. При обнаружении любых нарушений правил, уклонения от их выполнения попечители имели право применить соответствующие меры воздействия, которые направлены на водворение порядка, привлечение виновных к выполнению порученных им видов деятельности.
Попечители улаживали конфликты, возникающие среди профессуры, во взаимоотношении коллектива преподавателей, студентов с административными органами. Если обращения превышали объем полномочий попечителя, то он мог подключить к разбирательству академических проблем министра просвещения. Попечитель имел право вносить в Совет предложения, направленные на совершенствование университетских правил, его деятельности, деятельности подвластного учебного округа. В чрезвычайных случаях попечитель имел право прибегнуть к расширению полномочий, сразу уведомив министра просвещения.
Ради пользы вверенного учебного заведения попечитель мог выдвигать законные требования университетской корпорации, поддержка министра позволяла в любой ситуации (включая конфликты с органами самоуправления университета) сохранять собственное достоинство.
После того, как профессор уходил на пенсию, с разрешения попечителя и Совета он имел право читать лекции в Университете, пользоваться его пособиями. Профессор, проработавший более 25 лет в Университете, получал звание Заслуженного профессора.