Особенности и формы внешнего взаимодействия оперативно-розыскных подразделений
Внешнее взаимодействие в сфере оперативно-розыскной деятельности — это совместная и согласованная по времени, месту и цели деятельность оперативных подразделений (в том числе, правоохранительных органов иностранных государств, международных полицейских организаций), осуществляемая на основе действующего законодательства в интересах эффективного выполнения задач по предупреждению и раскрытию преступлений, по розыску преступников.
Общие организационные формы внешнего взаимодействия:
- обмен оперативно-розыскной информацией и данными;
- совместный анализ оперативно-розыскной деятельности, принятие соответствующих управленческих решений;
- проведение совместных оперативно-профилактических операций и оперативно-розыскных мероприятий;
- совместное проведение учебных занятий, инструктажей, совещаний, направленных на принятие совместных решений, выработку действий для достижения целей и решения задач ОРД;
- совместное осуществление контроля, мониторинга, подведение итогов по результатам взаимодействия;
- разработка и издание совместных методических рекомендаций, обзоров, межведомственных подзаконных актов в вопросах взаимодействия.
Особенности внешнего взаимодействия подразделений ОРД
Внешнее взаимодействие оперативно-розыскных органов осуществляется с ФСБ, ФСИН, ФСНК, ФСО, таможенными органами и др.
Внешнее взаимодействие с Федеральной службой безопасности включает:
- информирование ФСБ о фактах утечки данных, составляющих государственную тайну, о лицах, подозреваемых в подготовке преступлений;
- разработка совместных схем и планов мероприятий по обеспечению общественного порядка и государственной безопасности;
- использование специальных средств ФСБ (в частности, оперативно-технических) для раскрытия и предотвращения преступлений;
- проведение мероприятий оперативного учета;
- исполнение запросов в отношении граждан, представляющих интерес для органов ОРД, ФСБ и др.
Федеральная служба исполнения наказаний РФ при взаимодействии с органами ОРД участвует в оказании помощи разным подразделениям в вербовке сотрудников из числа освобожденных, передает информацию и данные о лицах, планирующих вернуться к преступной деятельности поле освобождения, проведение согласованных оперативно-розыскных мероприятий, обмен данными по делам оперативного учета.
Взаимодействие подразделений ОРД и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков включает:
- проведение совместных оперативно-розыскных мероприятий;
- создание групп для разработки и осуществления согласованных действий по выявлению и предупреждению преступлений в сфере оборота наркотиков;
- содержание в изоляторе граждан, задержанных ФСНК;
- исполнение запросов в отношении граждан, представляющих интерес для оперативных органов;
- проведение совместных профилактических мероприятий по предупреждению незаконного оборота психотропных веществ и наркотических средств.
Взаимодействие оперативных подразделений и таможенных органов заключается в совместном участии в мероприятиях, направленных на пресечение незаконного оборота через границу оружия, наркотических средств, радиоактивных веществ, культурных ценностей, животных, находящихся под угрозой исчезновения. Таможенные органы оказывают содействие в пресечении незаконного вмешательства в деятельность международных гражданских авиаций, в борьбе с международным терроризмом, исполнение запросов таможни, членов Таможенного союза и др.
Органы оперативно-разведывательной деятельности тесно взаимодействуют с органами государственной охраны при выполнении следующих функций: охрана и иные подобные специальные мероприятия в местах временного и постоянного пребывания, деятельности должностных лиц; охраны сооружений, зданий, строений и прилегающих территорий, находящихся в ведении органов государственной власти.
Служба внешней разведки взаимодействует с подразделениями ОРД посредством обмена информацией о:
- преступной деятельности граждан России на территории других государств;
- взаимодействии преступных организованных формирований;
- проявлении транснациональной преступной деятельности террористических организаций разных государств;
- государственных служащих, подозреваемых в коррумпированных связях с представителями других государств;
- способах и каналах противоправного перемещения капитала из РФ в иностранные фирмы и банки;
- фактах сращивания правоохранительных органов иных государств с криминальными структурами России для привлечения их членов к уголовной ответственности и их разобщения;
- каналах утечки в иностранные государства информации и данных, составляющих государственную тайну.
Организация эффективного внешнего взаимодействия в сфере ОРД обеспечивает комплексный подход, целеустремленность и единство действий разных ведомств в борьбе с преступностью.
Основные направления совершенствования организации внешнего взаимодействия в сфере ОРД
Совершенствование системы законодательных (подзаконных) актов возможно только при создании эффективного механизма правового регулирования внешнего взаимодействия в области ОРД. Основа координации ОРД отображена в конституционных нормах.
Представляется возможным и необходимым определить в Конституции обязанность Правительства наделять определенные федеральные органы исполнительной власти правом координировать оперативно-розыскную деятельность уполномоченных государственных органов. Это позволит создать надежную законодательную основу для реализации полномочий и координационных функций федеральным органом, который должен определяться Правительством РФ.
Ряд исследователей указывает на необходимость фундаментального реформирования оперативно-розыскного законодательства, его кодификации, внесения в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» статьи, предусматривающие координацию и различные виды взаимодействия в ОРД, координацию в государственной профессиональной сыскной деятельности.
Предлагается внести в проект Оперативно-розыскного кодекса (ст. 19) следующие положения:
- органы ОРД могут создавать совместные информационные системы, координационные органы, взаимодействовать при решении общих задач;
- подразделения ОРД имеют право совместно с работниками уголовно-исполнительной системы проводить ОРМ.