Сущность судебной деятельности
Судебная деятельность — это государственная профессиональная юридическая деятельность, осуществляемая судьями на основе принципов гласности и независимости, регламентированная нормами права, имеющая своей целью защиту интересов и прав граждан, государственного и общественного строя.
Согласно Конституции РФ, вся государственная власть в стране делится на законодательную, судебную и исполнительную. Независимая и сильная судебная власть является важнейшей гарантией формирования гражданского общества и правового государства. Деятельность органов судебной власти (судебная деятельность) является одним из основополагающих видов деятельности государства, без которого не может существовать ни один общественный строй.
Осуществление правосудия в Российской Федерации происходит только через суд, судебная власть реализуется посредством конституционного, уголовного, административного и гражданского судопроизводства. Судебная система устанавливается главным законом государства — Конституцией РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается. Финансирование судов, согласно федеральному законодательству, должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия и производится только из федерального бюджета.
Независимость составной части государственной судебной власти определяется независимостью судей, в которой выделены 2 принципа:
- судья при осуществлении правосудия является независимым лицом;
- судья при осуществлении правосудия обязан строго соблюдать действующие законы и законодательство.
Особенности организации судебной деятельности
Основной признак судебной власти — ее самостоятельность и независимость. Судебная деятельность существует не «сама по себе», в отрыве от деятельности других ветвей власти, она связана с законодательной и исполнительной властью. Принцип разделения властей обеспечивает сбалансированность полномочий и мер взаимного контроля и не допускает, чтобы какая-либо другая ветвь власти присвоила полномочия судебной власти.
Государственная власть, состоящая из трех ветвей власти, выполняющих каждая свои функции, составляет одно целое, поэтому все три ветви должны действовать слаженно. Законодательная власть издает законы, которые являются обязательными для исполнения всеми, в том числе судьями и судами, упраздняет и учреждает конкретные суды, определяет финансирование судов.
Суды могут оказывать влияние на деятельность органов законодательной власти, в частности они: могут признать тот или иной закон неконституционным; могут признать незаконным решение исполнительного органа. Судебная правоприменительная деятельность, в отличие от деятельности исполнительных и законодательных органов власти, является четко регламентированной правовыми нормами.
Формы судебной деятельности:
- внутренняя — процедурно-процессуальная;
- внешняя — правоотношения по разрешению и вынесение судебных актов.
Субъектами судебной деятельности являются суды, судьи, работники аппаратов судов. Предмет судебной деятельности — это применение норм права для восстановления нарушенных прав и законных интересов организаций, граждан, урегулирование спорных правоотношений. Судебная деятельность относится к юридической деятельности, обладает всеми ее характерными чертами. В то же время для судебной деятельности присущи некоторые отличительные признаки.
Признаки судебной деятельности:
- является государственной деятельностью, осуществляется органами судебной власти, функционирующими на основании Закона;
- осуществляется специальными субъектами правоотношений (судьи, работники судов);
- четкая регламентация судебной деятельности в соответствии с законодательством.
Судебная деятельность должна строиться исключительно на принципах гласности и прозрачности, независимости судей в осуществлении своей деятельности. Основной целью судебной деятельности является защита интересов и прав граждан, общественного и государственного строя.
Организационная деятельность суда заключается в управлении председательствующим судьей в рамках своих полномочий ходом судебного процесса в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.
Регулирование порядка организации судебной деятельности
Правовые отношения в обществе регулируются с помощью правовых механизмов. Функция правового регулирования относится к государственной сфере. Посредством этой функции поведение участников общественных отношений приводится в соответствие к нормам права, обязательность и легитимность исполнения которых обеспечивается возможностями применения властной силы государства и поддерживается обществом.
Государство, обладая монополией на правоохранительную и правоприменительную деятельность, осуществляет правовое регулирование порядка организации судебной деятельности. В центре такого регулирования находится правовой статус составляющих судебную систему элементов.
Судебная система определяет характерные черты и место органов судебной власти в целостной системе органов государства, раскрывает горизонтальные и вертикальные линии взаимодействия органов, составляющих судебную систему. Судебная система включает совокупность, состав полномочий, функции судебных органов, как особой компетенции судебной власти, методы осуществления этих функций.
Правовой статус судебных органов предполагает закрепление его процедур, форм, методов соответствующей организации деятельности его должностных лиц и структурных подразделений. Государство в целях нормализации общественных отношений оказывает на них регулирующее воздействие путем закрепления своей воли в нормативно – правовых актах, использования судебной власти, организующей судебной деятельности. Пути такого урегулирования содержатся в соответствующих государственных актах.