Вы будете перенаправлены на Автор24
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
Деятельность суда как важнейшего юрисдикционного органа не может реализовываться вне законодательно установленной процедуры, затрагивающей, в том числе, вопросы организации самих судов. Иными словами, для каждого суда, как элемента отечественно судебной системы характерно наличие собственной структуры:
Структура суда – это выражение организационного построения суда, проявляющее взаимодействие и соподчинение составляющих его подразделений и должностных лиц.
При этом необходимо отметить, что ключевым звеном структуры любого суда выступает его председатель, в том числе, утверждающий структуру конкретного органа и его штатное расписание. Кроме того, следует обратить внимание на то, что несмотря на вхождение председателя в общую структуру суда, наряду с иными судьями и их объединениями (подразделениями, составами, и т.д.), председателя отличает особый двойственный статус:
Председатель суда – особый элемент судебной организации, выступающий одновременно судьей соответствующего звена судебной системы, в связи с чем, осуществляющий процессуальную деятельность по рассмотрению и разрешению конкретных дел, и, в то же время, реализующий ряд организационных полномочий.
Применительно к процессуальной составляющей деятельности председателя суда какие-либо изъятия не предоставлены, в связи с чем, он обязан отправлять правосудие в общеобязательном порядке, установленном на уровне федерального отраслевого процессуального законодательства. Всю специфику соответствующей роли отражает именно совокупность его организационно-распорядительных полномочий, которые будут рассмотрены ниже.
Как было отмечено выше, роль и значение председателя суда проявляется в совокупности предоставленных ему организационных прав и обязанностей, в числе которых, в настоящее время в Российской Федерации принято выделять:
Оформление соответствующей деятельности происходит в рамках издаваемых председателем приказов и распоряжений, направленных на решение отнесенных к соответствующей компетенции вопросов. При этом по общему правилу, при отсутствии председателя (независимо от причин такого отсутствия), его полномочия реализуются первым заместителем; при отсутствии последнего – любых из заместителей председателя.
Говоря, в свою очередь, о таких субъектах судебной организации, как заместители председателя соответствующего суда, следует обратить внимание на то, что они также являются судьями, в связи с чем осуществляют все процессуальные полномочия, которыми наделен любой судья конкретного суда, а в качестве отличия правового статуса судей и заместителей председателя суда следует назвать, что последние возглавляют судебные коллегии и организуют непосредственную деятельность структурных подразделений аппарата суда, в части, не связанной по общему правилу с кадровыми преобразованиями.
После относительно недавней судебной реформы, проведенной в Российской Федерации, вся совокупность судебных юрисдикционных органов, осуществляющих защиту прав и законных интересов граждан в нашей стране, в порядке соподчиненности возглавляется Верховным судом РФ. В этой связи, проводя характеристику председателя суда, как элемента его организации, представляется необходимым подробнее остановиться именно на роли председателя Верховного суда в нашей стране.
Так, в силу действующего законодательства, председателю Верховного суда в силу прямого указания закона предоставлены следующие полномочия:
Кроме того, следует обратить внимание на то, что в отличие от правового статуса председателей иных судов, председатель Верховного суда вправе не только обеспечивать организации соответствующего суда, но и оказывать воздействие на другие суды посредством представления Президенту кандидатов на должности судей федеральных судов общей юрисдикции и федеральных судов.
Также, отметим, что достаточно широкая сфера полномочий председателя Верховного суда связывается со взаимодействием с Высшей квалификационной коллегией судей, в том числе – по внесению представлений о награждении судей государственными наградами, приостановлению и прекращению полномочий, и т.д.