Правовая природа института опеки и попечительства
Опека и попечительство — это форма защиты неимущественных и личных имущественных прав, интересов детей, оставшихся без родительского попечения, и детей-сирот в возрасте до 14 лет, до 18 лет, а также ограниченно дееспособных и недееспособных граждан.
Опекам и попечительство являются объектом правового регулирования, определенной системой общественных отношений, выступающих составной частью предмета гражданского права.
Гражданское законодательство выступает основой в регулировании вопросов опеки и попечительства, иные отрасли права согласно с предметом гражданского правового регулирования, регламентирующие установку (прекращение) отношений по опеке и попечительству, защиты и охраны особыми средствами.
Опека — это гражданско-правовой институт семейного права, способ охраны имущественных прав некоторых категорий лиц выступает правовой формой воспитания детей, которые лишены родительской опеки. Опека и попечительство в семейном праве рассматриваются в виде передачи детей иным лицам для воспитания, защиты их имущественных и личных прав.
Опека и попечительство — это комплексный институт гражданского, гражданско-процессуального, семейного, административного, административно-процессуального, международного частного права, в рамках которого проводится правовое регулирование отношений, ориентированных на заполнение недостаточного объема дееспособности граждан. Необходимый признак такого объединения — наличие единого нормативного акта, каким является ФЗ «Об опеке и попечительстве» (№ 48-ФЗ от 24.04.2008 г.).
Опека, в объективном смысле, представляет собой комплекс норм разных отраслей законодательства (семейного, гражданского и др.), основная цель которых — обеспечение наиболее эффективного регулирования правоотношений, появляющихся при реализации личных и имущественных прав детей, недееспособных лиц и других категорий граждан, которые не могут самостоятельно исполнять обязанности и осуществлять свои права. Содержание принципов и предмета института опеки обуславливает необходимость регулирования соответствующих правоотношений совокупностью правовых норм, тесно связанных между собой и относящихся к отрасли гражданского, административного и семейного права.
Гражданско-правовые нормы об опеке и попечительстве в РФ имеют основополагающий характер (ст. 31-40). В отношении совершеннолетних основополагающую рол играют нормы семейного права (ст. 145-150). Нормы международного частного права касаются вопросов регулирования отношений опеки и попечительства, осложненных иностранным элементом.
Гражданско-правовое регулирование деятельности органов опеки и попечительства
Гражданский кодекс (ст. 32, 33) и ФЗ обозначают опеку как форму устройства детей (лиц, не достригших 14-ти лет) и признанных судом недееспособными. Опекуны назначаются органом опеки, они являются законными представителями подопечных, имеют право совершать юридически значимые действия в их интересах и от их имени.
Попечительство — это форма устройства лиц в возрасте от 14 до 18 лет, лиц, ограниченных в дееспособности судом. В этом случае попечители (граждане, назначенные органом опеки) должны оказывать подопечным содействие в реализации их прав и исполнении обязанностей, ограждать их от неблагоприятного влияния третьих лиц, а также давать согласие подопечным, достигшим совершеннолетия, на совершение действий согласно с гражданским законодательством.
Опека и попечительство — это средство восполнения дееспособности граждан. Основной целью данного института является защита прав, законных интересов лиц, не имеющих полной гражданской дееспособности. Опека выступает особой формой устройства граждан, то есть создание правового и социального благополучия, защиту и охрану их прав, интересов от негативного влияния со стороны третьих лиц.
Задачи правового регулирования опеки (ст. 4 ФЗ):
- защита прав подопечных,
- их законных интересов;
- обеспечение своевременного установления лиц, требующих установления опеки (попечительства);
- устройство лиц, требующих установления опеки (попечительства);
- обеспечение и предоставление достойного уровня жизни подопечных.
Правовой статус лиц, совершающих опеку, по отношению к гражданской дееспособности подопечных неравнозначен. Если в отношении недееспособных граждан, достигших 18 лет, опекун может требовать применения ничтожной сделки, то дети в возрасте от 6 до 14 лет некоторые сделки могут совершать самостоятельно (в частности, сделки, не требующие нотариального удостоверения). Такие сделки нельзя признать недействительными, так как они могут быть направлены соблазнение, растление малолетних лиц, на шантаж в отношении их представителей и т.д.
Органы опеки и попечительства относятся к органам мастного самоуправления (ст. 34 ГК). Структура, создание и функционирование данных органов регламентируется законодательством местного самоуправления. Субъекты РФ наделяют правомочиями определенное подразделение органов местного самоуправления, которое должно функционировать по установлению опеки и попечительства, контролировать исполнение опекунами, попечителями своих обязанностей. Опекун или попечитель назначаются после принятия соответствующего акта главой местной администрации с соблюдением всех условий, предусмотренных законодательством.
Наделение органов опеки правом на осуществление целей, для которых были созданы, определяется законодательством о местном самоуправлении.
Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления определяют:
- порядок образования органов опеки и попечительства;
- разделение между подразделениями органов самоуправления по защите разных категорий граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве;
- поручение конкретных обязанностей по контролю за осуществлением деятельности опекунов и попечителей, возлагаемых на должностных лиц.
Так же перечисленные положения включены в законодательство регионов.