Оценка правового воздействия на конкуренцию
Оценка правового воздействия на конкуренцию — это оценка влияния существующих и принимаемых законодательных актов на уровень развития конкурентных отношений на рынке, анализ результатов их применения в условиях постоянно изменяющейся экономической обстановки.
Анализ конкурентоспособности, оценка воздействия на конкуренцию, определение границ рынков являются важными аспектами правового регулирования слияний и поглощений компаний, а также антимонопольного регулирования. Такая оценка применяется для выявления и дальнейшего анализа норм регулирования, ограничивающих конкуренцию без необходимости, для предотвращения такого ограничения посредством пересмотра действующих нормативно-правовых актов и другого законодательного регулирования.
Оптимизация достигается в результате выявления регулирующих норм (при оценке законодательства), которые ограничивают конкуренцию без видимой на то необходимости. Основная цель оценки влияния на конкуренцию — повышение конкуренции на рынках товаров и услуг, в разных сферах экономики. Данная оценка позволяет избежать правового регулирования, которое сверх меры ограничивает активность на рынке, определить аспекты, на которые оказывается влияние в результате реализации мер антимонопольной (конкурентной) политики.
Оценка правового влияния на конкуренцию проводится для законов и подзаконных актов, она предусматривает анализ действующих, разрабатываемых и вступающих в силу законодательных норм. Оценка может проводиться на всех уровнях власти в отношении всех регулятивных норм и нормативно-правовых актов (местных, региональных, федеральных и национальных).
Особенности правового регулирования в сфере защиты конкуренции
Правовое регулирование в сфере обеспечения добросовестной конкуренции — необходимое условие эффективного развития хозяйственных отношений и обеспечения финансовой безопасности государства.
Вопросы конкуренции рассматриваются в Стратегии национальной безопасности РФ, Концепции долгосрочного социально-экономического развития и других документах стратегического планирования. В Стратегии указано, что основными угрозами национальной безопасности в сфере экономики выступают:
- низкая конкурентоспособность;
- усиление недобросовестной конкуренции;
- сохранение большой доли теневой экономики;
- криминализация хозяйственно-финансовых отношений.
В Концепции определено усиление глобальной конкуренции, охватившей как традиционные ранки капиталов, товаров, рабочей силы и технологий, так и системы национального управления, развития человеческого потенциала, поддержки инноваций. К стратегическим целям относится реализация государственными органами во взаимодействии с институтами гражданского общества социально-экономической политики, подразумевающей развитие конкуренции, достижение уровня социального и экономического развития, соответствующего статусу мировой державы, занимающей ключевые позиции в системе международной экономической конкуренции, обеспечивающей реализацию конституционных прав человека и национальную безопасность.
Правовые и организационные основы защиты конкуренции, противодействия монополистической деятельности закреплены в федеральном законодательстве и в Кодексе об административных правонарушениях. Одним из действенных средств защиты конкуренции является уголовно-правовое воздействие. Результаты и характер уголовных дел о преступлениях, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, указывают на качественное изменение состава уголовно-правовых норм.
Определение объективной стороны недобросовестной конкуренции связано с длительным анализом рынка, правовой оценкой сведений, указывающих на характер соглашений между хозяйствующими субъектами, его отграничении от экономически выгодных действий, подготовкой антимонопольными органами заключения об отсутствии (наличии) признаков нарушения антимонопольного законодательства. Это важно учитывать при разработке соответствующих законодательных решений, ориентированных на выстраивание эффективного механизма уголовно-правового воздействия.
Методология оценки воздействия на конкуренцию
Ресурсы государства (люди, деньги, время) ограничены, поэтому глубина оценки воздействия на конкуренцию должна соответствовать масштабам самого воздействия. Большинство норм регулирования и нормативно-правовых актов не оказывают влияния на конкурентность среды на рынках и носят административный характер. Для таких нормативно-правовых актов проведение оценки воздействия на конкуренцию является нецелесообразным.
Этапы оценки воздействия на конкуренцию:
- оценка предполагаемого воздействия — позволяет быстро выявить нормативно-правовые акты, нуждающиеся в глубокой оценке на конкуренцию (контрольный список вопросов, процедура проверки мер воздействия на конкуренцию, конкурентный фильтр);
- глубокая оценка воздействия.
Инструментарием оценки являются тесты отрицания существенного влияния на конкуренцию. Тесты отрицания позволяют сверять законодательные нормы со списком вопросов, встроенным в тест, относительно положений и мер регулирования рынком.
Глубокая оценка воздействия осуществляется в три этапа:
- определяются точные границы задействованных рынков;
- определяется существующий на данном этапе уровень конкуренции посредством анализа характеристик спроса и предложения;
- оценивается возможное влияние правового регулирования на уровень конкуренции, включая изменения параметров спроса и предложения, опосредованное влияние на уровень конкуренции для каждого отдельного альтернативного варианта регулирования.
Анализ уровня конкуренции проводится на основе спроса и предложения, специфических черт рынка. Поведение компаний и форм на рынке, особенности их предложений определяются целым рядом факторов: ресурсы, эффект масштаба, издержки, величина постоянных издержек и др. На уровень конкуренции решающее значение оказывают параметры спроса, так как выступают необходимым условием для установления цен выше конкурентного уровня.