Общественный строй в период Древнего царства
Характерной чертой Древнего Египта является очень медленная эволюция социальной структуры, основополагающим фактором которой выступало практически безраздельное господство в экономической сфере государственного царско-храмового хозяйства. В государственное хозяйство было вовлечено почти все население.
При этом различия в правовом положении некоторых слоев не считалась сколь-нибудь существенными. Эти различия не отображались в понятиях или терминах. Наиболее употребляемым термином в отношении трудового люда был «мерет», обозначающий простолюдина. Это понятие не имело конкретного правового содержания.
К господствующему классу Древнего Египта принадлежали жречество и рабовладельческая знать.
Положение знатного человека характеризовалось такими критериями, как:
- древность рода;
- значение занимаемой должности;
- величина землевладения.
Благодаря ослаблению центральной власти в конце Древнего царства, светская аристократия, в частности, номовая, или провинциальная, добивается практически полной независимости. Различного рода «защитительные» грамоты, испрашиваемые у правительства, позволили собственникам провинциальных имений приобрести освобождение от повинностей и тягот в пользу государства. Наиболее в этом преуспели правители-номархи провинций. В результате Древнее царство распалось.
Сельские общины Древнего Египта
Большая часть сельского населения жила в сельских общинах. Внутри общин закономерно наблюдался процесс внутриобщинного имущественного и социального расслоения, что было связано с активизацией сельскохозяйственного производства, увеличением прибавочного продукта, присваиваемого общинной верхушкой, которая сосредоточила у себя основные управленческие функции по созданию, расширению и содержанию в порядке ирригационных сооружений. В последствии эти функции перешли к централизованному государству.
Сельская община возникла как следствие распада и разложения рода. От родовых порядков осталась коллективная собственность на землю: продавать, покупать, обменивать землю можно только с согласия всех участников общины. Большая часть членов общины была связана родственными узами. Тем не менее в ее среду могли проникнуть и чужие (не родственники). Управление общиной осуществлялось старейшиной, советом, общим собранием.
Сельская община по своему характеру выступает переходной формой от коллективного пользования землей и ее плодами к индивидуальному хозяйству и частной собственности.
В условиях Древнего Востока сельская община сохранялась и после возникновения классового общества, что объясняется исключительно орошаемым характером земледелия. По мере дробления хозяйства большая доля общинников становилась беднее. Крестьяне, занятые на храмовых землях, при потере общинных наделов продолжали свое существование на довольствие. Наблюдается разорение сельской общины, в ее среде все более усиливается неравенство. Земли скупают разбогатевшие крестьяне, военная знать, чиновники.
Сельские общины в Среднем царстве практически превратились в податные единицы, втянутые в царско-храмовое хозяйство и фактически административно от него зависевшие.
Общественный строй в период Среднего царства
Для Среднего царства характерны значительные успехи централизации. При этом номовая аристократия не только сохраняет, но и упрочивает разного рода привилегии. Свои имения аристократы стали называть «дом отца моего» (наследственными), то есть независимыми от воли правительства.
К категории «наследственный» стали относиться, перешедшие от предков должности (в частности, должность номарха) и титулы. Часто номархи достигали значительных государственных постов. Из номархов вышли 24 и 30 династии фараонов.
В Среднем царстве в государстве все более заметную роль наряду со жречеством и номовой аристократией стало играть нетитулованное чиновничество. Стали выделять прослойку неджес, чье появление было вызвано развитием товарно-денежных отношений, частного землевладения, рынком. Появилось понятие «торговец». У неджес и ремесленников с продажей части своей продукции на рынке появляется более высокий статус. С развитием ремесел и товарно-денежных отношений в городах возникают объединения ремесленников по специальностям, создаются подобия цехов.
Средний, переходный к господствующему классу слой стали составлять:
- низшие звенья жречества;
- сильные неджес;
- зажиточные ремесленники;
- мелкое чиновничество.
Появляется особая категория населения - «немху», близкая по положению к неджес. Немху составили имеющие свое хозяйство земледельцы, ремесленники, мелкие чиновники и воины.
Общественный строй периода Нового царства
Положение светской аристократии в период Нового царства изменяется к худшему. Аристократия, оставаясь господствующим классом, стала вынуждена «мириться» с господством фараона (часто деспотическим) и его правительства, с выдвижением жречества.
Огромная роль в управлении государством принадлежала жрецам. Они не только наставляли молодые поколения и были советниками старшему поколению. Жрецы лечили больных, исполняли обряды, в качестве инженеров руководили ходом общественных работ, в качестве астрологов влияли на политику и, практически, на все население. Жрецы готовили законопроекты, толковали законы, являлись обязательными советниками фараонов, решали гражданские споры, исполняя роль судьи. Постепенно жрецы образовали особую замкнутую касту, обладающую исключительным влиянием на государственный аппарат и располагавшую огромными богатствами.
В период Нового царства происходило правление фараона-реформатора Аменхотепа IV (18 династия). Молодой правитель, после восшествия на престол, начал вводить реформы, ограничивающие власть жрецов. Он ввел монотеизм, по сути создав новое учение в религии о едином боге Атоне, отверг пантеистическую традицию Египта. Спустя шесть лет фараон стал называть себя Эхнатоном - «угодным Атону». Данный исторический период принято называть Амарнским.
Государственную должность мог получить офицер, сделавший блестящую карьеру. Чиновников (управителей царских имений, надсмотрщиков, телохранителей царя) обслуживали рабы и подневольные люди. В Египте на положение знатного человека указывали происхождение, богатство, должность.
В многих трудах того времени указывается, что разделение людей на «высших» и «низших» предопределено богом, следовательно, противиться этому не только нельзя, но и богопротивно. Социальное неравенство, как и само наличие рабовладельческого строя полностью оправдывалось.