Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Общественный и государственный строй Германии в период сеньориальной монархии Х-ХIII

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Право и юриспруденция / Общественный и государственный строй Германии в период сеньориальной монархии Х-ХIII

Общественный строй периода сеньориальной монархии

Замечание 1

Общественный строй сеньориальной монархии характеризуется значительными изменениями в правовом статусе разных групп населения. Данные процессы обусловлены политической децентрализацией, разделением территории Германии По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовая система Германии подробнее на отдельные княжества, ставшие самостоятельными государствами.

Территориальные княжества, герцогства представляли замкнутые политические образования, которые обладали государственным суверенитетом. Они появились из крупных феодальных вотчин в результате изменений правового статуса земельного вотчинника в князя, его превращением в верховного собственника земли, обладающего определенными иммунитетными привилегиями.

Появление княжеской автономии было обусловлено следующими причинами:

  • императоры Германии для сохранения своей власти в Италии и осуществления внешних аннексий нуждались в военной помощи князей; в свою очередь императоры должны были предоставлять политические привилегии и законодательно закреплять высшие государственные права.
  • города не способствовали централизации королевской власти, так как союз короля с городами не сложился;
  • формированию устойчивых хозяйственных связей препятствовала неравномерность экономического развития государства;
  • отсутствовали единый экономический и политический центры; отдельные территории, области жили обособленно друг от друга.

Князья с XII века получили право:

  • собирать налоги;
  • взимать таможенные пошлины;
  • чеканить свои деньги;
  • иметь собственный суд, решения которого обжалованию не подлежали;
  • издавать свои законы;
  • строить крепости.

Императоры неоднократно подтверждали государственно-правовую самостоятельность князей. Князья церкви и курфюрсты регламентировали работу рынков в своих узкокорыстных интересах, контролировали цеховые организации, взимали с городов поборы, запрещали городам образовывать союзы городов и самоуправляющиеся коммуны. Все это препятствовало возникновению общегерманских рыночных связей.

Готовые работы на аналогичную тему

Политическая и экономическая автаркия предопределила наличие по всей территории страны имперских сословий, а также сформировавшихся в пределах территориальных княжеств земских сословий.

В имперскую сословную структуру входили:

  • держатели имперских ленов – церковные и светские князья;
  • имперские рыцари;
  • бюргерство имперских городов.

Земская сословная структура включала земское духовенство, дворянство, горожан княжеских городов.

Все более неоднородным становится дворянство, растет разрыв между курфюрстами (аристократической верхушкой) и разоряющимся низшим дворянством. Появление огнестрельного оружия и развитие капиталистического уклада способствуют исчезновению среднего дворянства.

Являясь крупным земельным феодалом духовенство делится на высшее, включающее епископов и аббатов и низшее, представленное городскими и сельскими священниками. Неоднородным было бюргерство. Верхние слои населения городов образовывали патрициат, в которое входили земельные собственники и купечество.

Городская верхушка управляла городом, городские должности передавались по наследству. Среднее бюргерство (полноправные мастера, ремесленники) противостояло патрициату. Низ городской иерархии представляли подмастерья, поденщики, городской плебс. В крестьянстве выделяли лично зависимых крестьян и поземельно зависимых. Развитие товарно-денежных отношений способствовало тому, что труд крепостных крестьян стал экономически невыгодным. Наблюдается ослабление крепостной зависимости, формирование экономически свободных, самостоятельных крестьянских хозяйств. Самые состоятельные крестьяне могли арендовать у феодалов крупные земельные участки, уплачивая за аренду чинш. Арендаторы часть земли оставляли себе в пользование, а другую часть сдавали более бедным крестьянам в аренду.

Со временем крупные арендаторы становились мелкими помещиками. В тоже время на юго-западе Германии лично завистные крестьяне были обременены дополнительными поборами. На северо-западе Германии повысился спрос на шерсть и сельскохозяйственные продукты, что значительно стимулировало развитие хозяйств арендаторов-мейеров. Поземельно зависимые крестьяне выполняли фиксированные повинности.

Государственный строй периода сеньориальной монархии

Изданная в 1356 году «Золотая булла» (при Карле IV) юридически закрепила государственный строй сеньориальной монархии. В целях установления спокойствия и порядка в империи Карле IV в отдельных вопросах пошел навстречу князьям. «Золотая булла» учредила особую форму сеньориальной монархии - олигархию курфюрстов. Признавались политическое равенство королю и полная государственная самостоятельность курфюрстов.

Император находился во главе империи. Его избирала коллегия курфюрстов, в которую входили светских князья (четыре человека) и духовные князья (три человека). У императора отсутствовала реальная власть, профессиональная бюрократия, не было регулярной общеимперской армии. Имперская казна пустовала: курфюрсты заблокировали попытку императора ввести общеимперский налог на содержание аппарата государства и армии.

Император признавал самостоятельность курфюрстов, не вмешивался во внутренние дела князей. Были узаконены коалиции князей и частные войны. Верховная власть принадлежала постоянно действующему органу управления империей - коллегии курфюрстов, которая обладала правом смещения императора или суда над ним. Прерогативой коллегии выступало право высшей юрисдикции и право суда над императором.

Сословно-представительная монархия

Замечание 2

Сословно-представительным органом, наделенным совещательными функциями являлся рейхстаг, состоящий из трех коллегий (курий): курии графов и князей; курии курфюрстов; курии имперских городов. Мелкое дворянство и крестьянство своего представительства в имперском рейхстаге не имели.

Император созывал рейхстаг дважды в год. Компетенция рейхстаг не была четко определена, он рассматривал международные, финансовые вопросы, вопросы об изменениях в имперском праве, о территориальных изменениях, проблемы мира и войны и др. Курии все вопросы обсуждали отдельно, а решения осуществлялись за счет средств отдельных земель. При различиях интересов княжеств деятельность рейхстага не была эффективной.

В отдельных землях складывается сословно- представительная монархия. Во главе княжеств стояли князья, власть которого ландтагами - сословно-представительными учреждениями. Их согласие требовалось при решении финансовых вопросов, однако при обсуждении земских вопросов решающего голоса они не имели.

В отдельных княжествах существовали двух- или трехпалатные ландтаги В них входили духовенство, дворянство, горожане, представители свободного крестьянства.

В функции земского ландтага входило: исполнение роли верховного судьи, высшей апелляционной инстанции; в случае прекращения династии избрание князя; введение, контроль и расходование новых налогов; решение вопросов мира и войны и др.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Наталья Николаевна Чувелева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция» , преподавательский стаж — 20 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис