Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Общая характеристика политических и правовых идей софистов

История возникновения течения софистов

Замечание 1

Софисты — это древнегреческое философское течение, сформировавшееся в Древней Греции во второй половине V — первой половине VI веков до н.э.

Во многих городах Греции политическую власть аристократии сменила рабовладельческая демократия. С Середины V века до н.э. среди населения начинают распространяться воззрения, которые коренным образом изменили образ мыслей наиболее образованных слоев в направлении научной деятельности. Создание выборных учреждений (суды, народные собрания) выявило необходимость в гражданах, которые логически, силой убеждения могли доказать свои суждения, обладали искусством красноречия. Их обучение приемам политической и юридической деятельности было тесно переплетено с общими вопросами мировоззрения и философии.

Возникли предпосылки для развития и расцвета публичного ораторства. Оратор стремился логическими суждениями, силой убеждения обратить на себя внимание. При публичном решении судебных и политических споров преимущество чаще всего оказывалось у того, кто обладал даром красноречия. Попытки софистов с помощью философских теорий (часто противоречивых) научно обосновать модель мира, выступая против привычных представлений, способствовали развитию в обществе недоверия к знаниям, провоцировали появление зависти и соперничества среди софистов. Софисты должны были уметь доказывать, убеждать, разбираться в тонкостях политического устройства и жизни, в вопросах права, хорошо владеть дипломатической практикой.

До наших дней сохранились лишь отдельные отрывки трудов софистов. Большая часть сведений об их произведениях содержится в трудах философов более позднего периода. Большинство софистов известны благодаря работам их противников (Аристотель, Платон), что препятствует объективной оценке из-за отсутствия непредубежденности представления их верований и методов.

«Общая характеристика политических и правовых идей софистов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Старшие софисты придерживались прогрессивно-демократических воззрений, они:

  • считали все истины относительными;
  • изучали политико-правовые вопросы;
  • исследовали особенности государственности;
  • рассматривали этические проблемы.

Особенности правовых и политических идей софистов

Старшие софисты указывали на изменчивость представлений человека, доказывая возможность одновременного существования противоположных идей об одном предмете. При этом каждое из них было не более истинно, чем другое.

Софист Горгий в своих произведениях выдвигал три положения:

  1. Ничто не существует, если что-либо существовало, то оно должно было бы быть вечно или возникнуть, однако возникнуть оно не может ни из бытия (потому что уже существует), ни из небытия (из ничего не может возникнуть ничто). Это что-то не может быть и вечным, так как тогда оно должно быть бесконечным, а бесконечность не может находиться ни в чем, то есть ее нет.
  2. Если что-либо существует, то оно непознаваемо. Между бытием и мышлением отсутствует тождество или совпадение, или любое воображение может истиной.
  3. Если бы познание было бы возможно, то полученное знание нельзя передавать другому человеку, транслировать его. Всякое выказывание о реальной вещи является ее обозначение словами, но между вещью и словом нет ничего общего. Воспринимая вещь при помощи органов чувств, человек не может видеть слышимое и слышать видимое. Два человека не могут обладать одним представлением.

Софисты с позиций естественного права обосновали правовую аксиому — равенство людей. Согласно Гиппию (Элида) все люди по природе, а не по закону, являются согражданами, свойственниками и родственниками. В отношении незыблемости закона появилось определенное сомнение, которое разделило всех людей на свободных и рабов. Гиппий указывал, что несмотря на то, что в каждой стране законы рассматривались как естественное выражение человеческой природы, в действительности они оказываются разными в разных странах, даже у одного и того же народа они со временем изменяются. Закон принуждает к противоестественному, является тираном для людей, закон не вытекает из человеческой природы, а противоречит ей. Законы, установленные человеком, противопоставляются законам природы.

По Антифонту в поступках, которые вступают в противоречие с природой, заключается причина всех человеческих страданий. Выходом из данного положения является публичное действие, в присутствии свидетелей, по «справедливости», то есть в соответствии с законами государства, гражданином которого человек является. Антифонт выступал с идеей равенства всех людей, народов, варваров, греков, с осуждением почитания знатных персон и преклонения перед ними.

Постепенно идеи софистов стали перемещаться из сферы натурфилософии в область политики, этики, теории познания, изучение человека и его субъективных особенностей. Софисты предлагали проводить анализ и оценку поступков в зависимости от времени, условий места, состояния человека. Позже такие концепции, отрицающие абсолютное единое благо, стали называть этическим релятивизмом.

Развивая учение о законе, старшие софисты придерживались мнения, что законы являются высшей справедливостью, никто из людей не может на нее претендовать, даже если является полностью добродетельным и мудрым, пополняя политическую теорию определением закона в качестве договора, в качестве совместного установления народа или граждан.

Младшие софисты выдвигают отдельные теоретические и практические вопросы, которые представляют новизну и наибольший интерес. Они рассматривают идею естественного права, равенства среди варваров и эллинов. Некоторые софисты отрицали идею рабства, ссылаясь на авторитет бога. Природа никого не создала рабом, все рождаются свободными. Для классовых интересов характерно наличие собственной логики.

Фрасимах сравнивал власть с пастухами, а народ со стадом. Он утверждал, что законы, изданные в государстве, исходят из потребностей и интересов власть имущих, и пессимистически относился к концепции социальной справедливости. Критий утверждал, что с точки зрения учения о «праве сильного», писанный закон не имеет какого-либо значения.

Дата написания статьи: 13.09.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot