Понятие образовательных отношений
В 2003 г. на научно-практической конференции был одобрен Кодекс Российской федерации об Образовании. Одной из ключевых позиций новой структуры кодекса был пересмотр понятия взаимоотношений в пределах образовательного права между его субъектами. Было принято предложение, что образовательные отношения не являются частью каких-либо других отношений, образующих предмет действующих отраслей права Российской Федерации.
Согласно ст. 4 проекта Кодекса, образовательные отношения предлагается понимать как отношения, возникающие на основе норм законодательства об образовании между обучающимся, его родителями (иными законными представителями), образовательным учреждением и педагогическими работниками в связи с получением обучающимся дошкольного, общего, профессионального, дополнительного образования. Согласно данному аспекту, государство формирует особый метод правового регулирования, что позволяет рассматривать образовательные отношения как отдельную отрасль права, с присущей исключительно ей, методом правового регулирования и предметом.
Фундаментальным изменением в законодательстве регулирующим образовательно право стал закон № 273-ФЗ, принятый в 1013г. в связи с переходом российского образования на болонскую систему. Была введена образовательная программ среднего профессионального образования, кроме того часть программ образования был присвоен более высокий порядок, что дало возможность работодателям поднять квалификацию рабочих в краткосрочный период, в том числе и на предприятии, если выполнены все необходимые условия установленные образовательным правом.
Теория образовательного права
По общепринятому определению образовательное право – это совокупность правил поведения, установленных государством или от имени государства для регулирования образовательных отношений.
Образовательное право отображено на всех уровнях нормативно правовых актов, начиная конституцией – высшей юридической силой, и заканчивая нормативно правовыми актами образовательных организаций. Также к этому понятию относиться система правоотношений, в которой участники образовательного процесса, вступившие в отношения, наделяются ответственностью, правами и обязанностями, гарантом выполнения которых выступает государство.
Так как у человека во всех случаях существует субъективное оценочное мнение, образовательное право имеет свойства правосознания. Система взглядов и ценностей человека к правовому явлению в рамках образовательного права. И, как и любое другое оценочное суждение, оно формируется из информации, оценки и принятия решения. При этом, источник информации сам по себе может быть субъективным, что естественным образом искажает принятие решения. Важную роль в этом играет степень юридического образования и практики. Профессиональная подготовка снижает субъективность оценки при получении информации и увеличивает вероятность принятия справедливого решения, согласно законодательству.
Справедливость того или иного решения определятся степенью удовлетворения интересов большинства граждан, а также распределения прав и свобод для каждого конкретного индивида, без ущемления оных у других людей. Этот принцип отображается в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» ст 5. Согласно закону любой гражданин России имеет право получить образование любого уровня. Ограничение право граждан в ст. 5 устанавливаются дополнительными законами, цель которых снизить потенциальный вред для субъекта или окружающих.
Правовое регулирование образовательного права
Образовательное право является государственным инструментом, регулирующим отношения в сфере образования:
- имущественные,
- трудовые,
- образовательные,
- управленческие.
При этом образовательные правоотношения не поддаются регулированию методами трудового, гражданского, либо административного права. Основной причиной является законодательное ограничение возраста вступления субъекта в те или иные права, а также возраста несения ответственности за правонарушения. Основными методами воздействия при вышеописанных причинах являются и изучаются педагогикой:
- убеждение,
- мотивация,
- поощрение,
- принуждение в рамках воспитания.
Тем не менее, учащийся попадает под все законы, указы и распоряжения, не имеющие возрастных ограничений, и соответственно под всю нормативно правовую базу учебного заведения, с которым осуществляет образовательные отношения. В случае нарушения правил внутреннего распорядка или устава образовательного заведения, ребенок несет дисциплинарную ответственность согласно установленному нормативно-правовыми документами порядку. Отрицательная оценка поведения ребенка и степень нарушений, и соответственно наказание, определяется педагогом либо советом школы.
Дисциплинарные воздействия применяются с ограничением либо не применяются вовсе к обучающимся дошкольного и начального школьного образования, обучающимся с ограниченными возможностями, детям-сиротам, детям национальных меньшинств. При неоднократном нарушении учащимся правил установленных в образовательном учреждении, отрицательного влияния на учащихся, ущемлении прав учащихся и работников, объект дисциплинарного воздействия может быть отчислен на основании закона №273-ФЗ ст.61.
Защита участников образовательного процесса
С целью соблюдения прав участников образовательных отношений, учреждена должность уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса. Должность избирательная, на должность избирается лицо, участник образовательного процесса не занимающий административную должность и имеющий среднее или высшее профессиональное образование. Приоритетным направлением деятельности является соблюдения прав и свобод ребенка, закрепленных законодательством, в том числе в законе №273-ФЗ. Уполномоченный обязан разрешать возникающие конфликты путем переговоров, также он несет ответственность за неразглашение конфиденциальной информации, полученной в ходе разрешения конфликтов. Он имеет право получать и запрашивать любые документы и любую информацию от администрации, либо сторон конфликтной ситуации.
Должность не подотчетна администрации организации, в пределах которой проводится расследование. В случае выявления факта нарушения прав участников образовательного процесса, уполномоченный содействует разрешению конфликта в форме устных, либо письменных рекомендаций. Также он обязан обращаться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении административного, дисциплинарного производства в отношении должного лица, нарушившего права участника образовательного процесса.