Предпосылки формирования сословно-представительной монархии в России
Русское централизованное государство оформилось к концу XV – началу XVI вв. В результате глубоких, протекающих с середины XVI в. политических и социально-экономических изменений в России сформировалась особая форма правления периода развитого феодализма – сословно-представительная монархия.
Сословно-представительная монархия как форма феодального государства соответствовала эпохе зрелого феодализма. Она сложилась в результате продолжительной борьбы царей и великих князей за укрепление централизованного государства. Власть царя еще не была настолько сильной, чтобы стать абсолютной. Монархи со своими сторонниками боролись с верхами феодальной аристократии (крупными боярами и удельными князьями), противодействующими централизованной политике московских монархов.
Основная характерная особенность сословно-представительной монархии заключается в опоре царя на органы, созданные из представителей разных сословий, в основном, господствующих (духовных и светских феодалов).
Главными факторами возникновения сословно-представительной монархии в России стали экономические и политические предпосылки.
Экономические предпосылки формирования сословно-представительной монархии:
- специализация мануфактурного и ремесленного производства;
- разделение труда между отдельными территориями и районами государства;
- для ограничения или ликвидации монастырского землевладения необходимо было усиление власти монарха;
- рост оброка и барщины требовали укрепления власти помещиков;
- для образования единого рынка стало жизненно необходимым преодолеть пережитки феодальной раздробленности;
- для объединения страны необходимо было избавиться от системы кормлений;
- расширение международных торговых отношений;
- развитие внешнеторговых отношений требовало ликвидации Великого княжества Литовского и Казанского ханства.
Наблюдается расширение бюрократического аппарата на местах, увеличение на его содержание государственных расходов, появляется необходимость в поиске новых источников финансирования органов власти и военных формирований. Для этого царь вводит в состав Земских соборов торговых людей, обеспечивая себе при этом постоянную денежную поддержку со стороны крупного купечества и торгового класса для организации ополчения.
Основные политические предпосылки формирования сословно-представительной монархии:
- Внешнеполитические предпосылки. Появление нового высшего органа правления государства - Земских соборов. У царя появилась возможность посредством соборов проводить собственную политику вне зависимости от Боярской думы (торговые отношения с другими государствами, ведение войны и др.). Снижается роль Боярской думы в управлении государством.
- Внутригосударственные предпосылки. Московское восстание горожан 1549 года послужило толчком к созыву Земского собора. Монарх рассчитывал разрешить конфликт путем привлечения к государственному управлению как дворянских и боярских слоев населения, так и представителей других сословий. Возросшая численность и плотность населения, увеличение территории страны, вызывало необходимость реорганизации власти на местах.
Дворцово-вотчинная система организации государственного аппарат не могла обеспечить нужный уровень государственного управления. Боярское управление показало всю необходимость усиления власти монарха.
Особенности формирования сословно-представительной монархии в России
В России с XVI века наблюдается переход монархии из раннефеодальной в сословно-представительную. Изменился статус монарха, его власть усилилась, а сам он был провозглашен царем. Боярская дума по-прежнему ограничивает царскую власть.
Сословно-представительная монархия – это такая форма централизованного управления, при которой власть царя ограничивается сословно-представительным органом.
В Русском государстве формирование сословно-представительной монархии имело ряд особенностей:
- кратковременность периода;
- фактически власть монарха не ограничивалась представительным органом;
- отсутствие законодательства по разграничению полномочий между царем и Земскими соборами;
- появление сословно-представительной монархии совпадает с периодом формирования централизованного государства;
- сословно-представительная монархия является переходным периодом между раннефеодальной и абсолютной монархией, а не выступает самостоятельной формой правления;
- формирование органов местного самоуправления на основе представительства и выборности от местного населения;
- формирование сословно-представительной монархии началось гораздо позже, чем в странах Западной Европы, где уже господствовала абсолютная монархия;
- наличие политически активного сословного представительства;
- одновременное наличие системы сословного представительства и опричнины Ивана Грозного, основная функция которой сводилась к подавлению народного сопротивления и подрыва экономической базы крупных князей и бояр.
Высшими сословно-представительными органами выступали Земские соборы, местах – земские и губные учреждения. Сословно-представительная монархия в России просуществовала относительно недолго - с середины XVI до второй половины XVII вв.
Земский собор
Земские соборы становятся новым высшим органом правления государства. Через них монарх привлекал к управлению государством дворянство и посадское население.
Структура Земского собора подразумевала наличие двух палат:
- Верхняя палата – монарх, Боярская дума, представители высшего духовенства;
- Нижняя палата – представители дворянства, крупного купечества, торговцев (путем царского назначения или выборов).
К середине XVI века взамен дворцово-вотчинной полностью установилась приказная система управления. Сформировалась разветвленная система приказов. Была отменена система кормления. Взамен создали губные и земские органы управления, возглавляемые целовальниками и губными старостами.
Органы управления избирало местное дворянство, основной обязанностью которых являлась борьба с антифеодальными выступлениями крестьян и разбоями. Разбойный приказ руководил Губными органами.
Земские органы были созданы для управления посадами, сбора налогов, управления черносошными крестьянами.