Бюджетное право является подотраслью финансового права и состоит из норм права. Нормы права – это установленные и охраняемые государством правила поведения участников отношений в обществе, которые выражаются в их правах и обязанностях. Особенностями норм бюджетного права является их обусловленность теми общественными отношениями, которые они призваны регулировать.
Содержание и особенности норм бюджетного права
Отношения в бюджетном праве возникают с момента планового создания, использования и разделения государством и органами местного самоуправления главных финансовых ресурсов, которые необходимы для исполнения поставленных задач. На определение специфики особенностей содержания норм бюджетного права, направлены правила поведения в бюджетных отношениях. Данные правила заключаются в предоставлении участниками таких отношений прав и возложение на них обязанностей. При помощи их осуществления обеспечивается образование и использование централизованных денежных средств в государственной организации или в органе местного самоуправления в соответствии с поставленным и утвержденным планом за соответствующий период.
В основном содержание норм бюджетного права носит императивный (повелительный) характер, значит они содержат требования, которые выражены в категоричной форме и не могут подвергаться изменениям или сомнениям. Они очень четко определяют объемы прав и обязанностей участников бюджетных отношений. Определенные юридические права и юридические обязанности нацелены на то, чтобы обеспечить интересы всех сторон в бюджетных отношениях.
Согласно характеру регулируемых отношений нормы бюджетного права можно разделить на нормы:
- материального характера;
- процессуального характера.
Нормы материального характера являются устанавливающими в бюджетном устройстве и в бюджетной системе Российской Федерации В бюджетной системе состав доходов и направление расходов, полномочия по получению доходов из бюджета государства являются основой бюджетного права.
Нормы процессуального характера выполняют служебную роль в отношении материальных норм бюджетного права, но это не делает их менее значимым, ведь именно они обеспечивают рациональное применение материальных норм.
Особенность процессуальных норм бюджетного права состоит в том, что у них процедурный характер и они контролируют бюджетный процесс, а именно процедуру составления, рассмотрения, утверждения распределения бюджетных средств и их исполнение.
Нормы бюджетного права процессуального направления имеют распределение в соответствии со стадиями бюджетного процесса. Исключительную роль нормы процессуального характера в бюджетном праве играют при четком понимании порядка решения вопросов о разногласиях, которые могут возникать в процессе рассмотрения и утверждения бюджетов. К примеру, осуществление права о вето Президента РФ при утверждении федерального бюджета и других вопросов процедурной направленности, которые связаны с осуществлением бюджетной компетенции.
Классификация норм бюджетного права
Нормы бюджетного права, согласно способу воздействия на участников бюджетных отношений, которые определяют характер юридических прав и обязанностей, могут подразделяться на следующие категории:
- Обязывающие;
- Запрещающие;
- Уполномочивающие.
Нормы обязывающего направления в бюджетном праве требуют от участников бюджетных отношений исполнения указанных действий, определяют их обязанность в сфере данных отношений. Большая часть норм бюджетного права имеет властный характер, это проявляется в основном методе финансово-правового регулирования – это метод властных указаний.
Нормы запретительного направления в бюджетном праве включают в себя запрет на совершение каких-либо определенных действий, они устанавливают обязательства участников бюджетных отношений отказаться от них. Таким образом, запрещается такими нормами права изъятие из местных бюджетных средств дополнительно полученные органами местного самоуправления доходы и суммы, которые превышают доходы над расходами, они могут образоваться на конец года путем увеличения доходов над расходами и получающиеся на конец года в процессе экономии по расходам.
Стоит учесть, что число норм бюджетного права запрещающего характера невелико по сравнению с другими. А в процессе регулирования бюджетных отношений нормы обязывающего характера преобладают. Путем установления строго определенных действий, они исключают необходимость введения специальных запретов. Запрещающие нормы устанавливают рамки действий дозволенности.
Нормы бюджетного права уполномочивающего направления устанавливают права участников финансовых отношений, которые совершают определенные действия в предусмотренных рамках. Данные нормы дают возможность для принятия независимых решений в финансах, но в строго установленных границах. Им свойственен императивный характер, поскольку выход за пределы запрещен. К примеру, органы местного самоуправления имеют право на ввод на собственной территории местных налогов согласно установленному перечню, основному содержанию и предельных размеров, согласно российскому законодательству.