Понятие негосударственной формы права
Негосударственные формы права – это формы внешнего проявления общеобязательных правил поведения, которые сложились в процессе правотворчества или социальной практики субъекта гражданского общества, наделенного государством (предварительно или впоследствии) юридической силой в порядке предвосхищения собственных правовых актов, в порядке признания.
К негосударственным формам права относятся формы общеобязательных форм права, предопределенные конкретной сферой деятельности, или принятых институтом гражданского общества по проблемам, государственное регулирование которых не соответствует принципам автономности гражданского общества и институтов.
Негосударственные формы охватывают все значительные формы, что обуславливает их объемность и многообразие.
Классификация негосударственных форм права
Любая классификация позволяет наиболее полно понять природу и разнообразие видов и форм через выделение особенного и общего в элементах множественного объекта. Классификация негосударственных форм права может производиться по разным основаниям.
В зависимости от значения и роли государства в создании негосударственных форм права выделяют:
- государственно инициируемые – создаются посредством закрепления в нормативном правовом акте государства правотворческих перспективных полномочий негосударственных субъектов, или в качестве обязательного условия формирования данного объекта (уставы формальных общественных объединений и организаций, локальные акты организаций местного самоуправления или корпоративного сектора экономики);
- социально инициируемые – подразделяются на формы права, являющиеся результатом социальной политики в конкретной социальной сфере (обычаи, деловые обыкновения, юридические прецеденты, профессиональные, коллективные, управленческие стандарты и традиции, которые не получили письменной формализации, но признаваемые и защищаемые государством), и формализованные формы в виде нормативных актов различных организаций и объединений (ассоциаций, союзов, конфессиональных организаций и т.д.), имеющих возможность обладать собственным аппаратом управления, сложной системой право применения, правотворчества, юрисдикции.
Такое деление указывает, как распределяются инициации при появлении негосударственной формы права. Непосредственная инициатива в создании формы права всегда принадлежит субъекту гражданского общества. Государство может по-разному принимать участие в придании негосударственным источникам права статуса официальных.
Степень и содержание государственно инициируемых форм права отличаются в зависимости от их политической или социальной значимости. Инициация правотворчества для наиболее значимых субъектов общества реализуется чаще всего в виде издания закона, который определяет правовой статус в части взаимосвязи с государством и границ автономности, гарантируемых государством.
Негосударственные формы права по принципу распространенности действия подразделяются на:
- территориальные – функционируют только на определенной территории, для полноценного юридического действия необходимы предмет правового регулирования, пространственные пределы, определяемые официальным административно-территориальным делением или территориальной организацией негосударственного субъекта права (муниципальные образования, создающие органы местного самоуправления, самостоятельные региональные общественные организации, которые также могут быть территориальной структурой международной или общенациональной организации, союза или ассоциации);
- экстерриториальные – их действие определяется предметом правового регулирования (внутрикорпоративные связи социального объединения), не связано с местом пребывания субъектов правовых отношений, формирующихся на основе этих норм (технологические стандарты и нормы в некоторых производственных сферах).
Правила предпринимательской и профессиональной деятельности, механизмы контроля над субъектами объединений, другие аспекты существования саморегулируемых организаций отражены во внутренних нормативных документах организаций.
Классификация негосударственных форм права по субъекту правотворчества может быть представлена разными уровнями конкретизации субъектов негосударственного правотворчества. В зависимости от типа правотворческой деятельности выделяют народные, договорные, корпоративные и прецедентные негосударственные формы права. Каждая из таких групп содержит несколько определенных субъектов негосударственного правотворчества.
Народные негосударственные формы права принимаются населением, имеющим соответствующие политические качества и свойства (членство в местном сообществе муниципального образования, гражданство). Чаще всего они представлены легитимационными формами демократического государства. Нормативный акт происходит непосредственно от источника власти демократического государства – народа. Народные негосударственные формы права: уставы, конституции, принимаемые во время всенародного голосования, решения местных, региональных и общенациональных референдумов и т.д.
Корпоративные источники права – это результат правотворческой деятельности социальных корпораций. Корпорации – многообразные формы институционализации граждан, основанные на добровольных объединениях. Это совокупность норм, осуществляющих порядок деятельности и управления экономических корпораций (товариществ, акционерных обществ и т.д.).
К договорным негосударственным формам права относятся: коллективный договор, в предпринимательской сфере – нормативные договора, отражающие порядок саморегулирования некоторых сфер экономической деятельности.
Прецедентные негосударственные формы права – правила правоприменительного юридического характера, получившие официальное признание, правила, установившиеся в результате социальной практики и опыта. Прецедентность – это своеобразная форма правообразования, определенный вид формирования негосударственных форм права (решения общественных юрисдикционных органов, деловые обыкновения, правовые акты, принятые социальными структурами и др.).
В зависимости от характера связи с государственными формами права выделяют следующие негосударственные формы:
- детализирующие государственные нормативные акты;
- замещающие государственные нормативные акты;
- дополняющие государственно-правовое регулирование.