Сущность налогового права
Многообразие, многоплановость социальных взаимоотношений обусловливают специализацию правовых норм и распределение их по отраслям, подотраслям, правовым институтам, субинститутам. Основным аспектом отраслевой специализации выступает предмет правовой регулировки, определяемый как совокупность однородных публичных взаимоотношений, регулируемых той или же другой группой норм. Он непосредственно демонстрирует, что регулирует отдельный сектор экономики права.
Общественные правоотношения, образующиеся при установлении, взимании налогов и сборов, регламентируются нормами налогового права. Выделение его в самостоятельную подотрасль обусловлено наличием специфических показателей его правовых норм. Они присутствуют в разных нормативных актах: Конституции РФ, Налоговом кодексе РФ, федеральных законах о налогах, других нормативных актах, регулирующих налоговые отношения.
Рисунок 1.
Предмет налогового права включает в себя отношения по установлению, внедрению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, образующиеся в ходе воплощения налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий или бездействий их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового преступления.
В предмете налогового права вполне можно выделить как имущественные дела, конкретно связанные с перемещением капитала в наличной или же безналичной форме, так и дела организационные (неимущественные).
Первые обычно рассматриваются как ключевые, а вторые как дополнительные, обеспечивающие происхождение, изменение или остановку имущественных налоговых отношений. Это вполне обоснованно, потому что все налоговые дела напрямик либо косвенно соединены с имуществом, материальными благами, финансовой выгодой, расширением собственности.
В связи с этим, налоговое право можно рассматривать как совокупность финансово-правовых норм, регулирующих социальные дела по установлению и взиманию налогов с юридических и физических лиц в бюджетную систему РФ и внебюджетные фонды.
Налого-правовые нормы и налоговые правоотношения
Налогово-правовые нормы - это вид финансово-правовых норм. Они, как и основная масса правовых норм, имеют трехчленное строение: гипотезу, диспозицию и санкцию.
Первый элемент выражается в общеобязательной и принудительной форме налогов, предположения которых появляются при получении особого дохода, выгоды, при владении имуществом и т. д.
Диспозиция налогов выражается в предписании или правилах, установленных государством. Они начинают работать в тех случаях, когда наступают условия, находящиеся в гипотезе налоговой нормы.
Третий элемент налоговой нормы – это санкции. Они подразумевают обязательные отрицательные итоги (ответственность), которые неизбежно наступят, если налогоплательщик не будет соблюдать предписанные нормы. В связи с этим, например, он будет выплачивать пени, штрафы. Не все налоговые законы содержат именно три элемента налоговой нормы, но все составляющие налога непременно находят свое место во всяком нормативном акте, регулирующем налоговые отношения.
Все показатели финансово-правовых норм присущи налоговым правоотношениям, потому что последние считаются их разновидностью. Через налоговую норму государство влияет на участников налогового правоотношения. С одной стороны, в налоговых правоотношениях от имени страны выступают уполномоченные ею налоговая инспекция, налоговая полиция, а с другой стороны - юридические лица и обычные граждане, уплачивающие налог. В то же время налоговые правоотношения - это предусмотренные гипотезами налоговых норм отношения финансовых органов и налогоплательщиков, выражающиеся в их обоюдных субъективных юридических правах и обязанностях.
По своей структуре налоговые правоотношения весьма динамичны. Они появляются, меняются и прекращаются в связи с реализацией всевозможных хозяйственных операций, определенными жизненными обстоятельствами, событиями.
Юридическим содержанием налоговых правоотношений считается возможность взыскания капитала уполномоченными государством налоговыми органами и необходимость внесения данных сумм обязанными по закону субъектами - налогоплательщиками.
Основные виды налогов и сборов
Как известно, под налогом, сбором, пошлиной и прочим платежом понимается непременный взнос в бюджет надлежащего уровня или же во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и прочих платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.
Сущность налога состоит в отчуждении государством в собственную пользу принадлежащих частным лицам личикам валютных средств. Налоговый кодекс РФ, устанавливает, что ни на кого не может быть возложена ответственность уплачивать налоги и сборы, а также другие взносы и платежи, не предусмотренные НК РФ или установленные в ином порядке. Вследствие этого, специальное значение получают признаки налогов, к которым относятся:
- обязательность;
- личная безвозмездность;
- валютная форма уплаты;
- общественные цели налогообложения.
Рисунок 2.
Налоговый кодекс РФ описывает и разные виды налогов. Так, налоговая система России включает в себя:
- федеральные налоги и сборы, что идут в государственный бюджет, и обязательны к уплате на всей территории РФ;
- региональные налоги, установленные Налоговым кодексом и законами субъектов РФ, они обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ;
- местные налоги, установленные Налоговым кодексом и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, они обязательны к уплате на территории соответствующего городского образования;
- специализированные налоговые режимы, к примеру, упрощенные системы налогообложения.
Налоговый кодекс РФ регулирует систему налогов, их отмену, льготы, формы и способы уплаты, наложение штрафных наказаний за их неуплату.