Сущность ООН
ООН (Организация Объединенных Наций) занимает не только центральное место в структуре межгосударственных организаций, но и принимает на себя важнейшую роль в международно-политическом развитии в настоящее.
Образованная в 1945 году как общая международная организация, которая ставит собственной целью удержание мира и поддержка международной безопасности и генезис сотрудничества государств, ООН включает в себя более 192 стран мира в настоящее время. Действие ООН на международные отношения в настоящее время является весомым и многогранным.
Роль ООН в международном праве
Оно определено важнейшими факторами, такими как:
- ООН - самый представительный форум для дискуссий государств по актуальной проблематике международного развития.
- Устав ООН - фундамент международного права в настоящее время, своего рода общепризнанный кодекс поведенческих правил государств и их взаимных отношений; по нему проверяют иные международные договоры и соглашения.
- ООН - самостоятельный важный механизм международного нормотворчества, занимает особенное место посреди иных организаций - источников международного права. По инициативе и в границах ООН заключается множество международных конвенций и договоров, которые регулируют положение дел в различных областях жизни общества.
- В принципах строения ООН находят собственное отражение объективистские реалии международной политической системы, а их изменения стали основным стимулом для проводимой работы в области реформирования данной организации.
- Под покровительством ООН существует огромное множество межправительственных организаций, которые осуществляют урегулирование международной жизни в границах собственного функционального назначения.
- ООН обладает исключительной компетенцией по решению вопросов войны и мира, в том числе и при использовании вооруженной силы. В «семейство» Организации Объединенных Наций вошли 14специальных учреждений ООН - межправительственные организации универсального характера, которые имеют специализированное функциональное назначение.
С высоты масштабности действия на международные отношения современного времени появляется смысл подчеркнуть место МВФ (Международный валютный фонд) и (МБРР) (Международный банк реконструкции и развития), играющие исключительную роль при координации валютно-финансовой политики государств-членов, выдаче кредитов и займов и т.д., также МАГАТЭ (Международное агентство по энергии), которое наделено специализированным функционалом в плане нераспространения оружия ядерного типа.
Во время биполярного мира на международной сцене уровень эффективности деятельности ООН наиболее часто оказывался невысоким. Политическая, идеологическая и военная конфронтация сверхдержав, а так же их союзников довольно часто оказывала паралитическое действие в деятельность крупнейших структур и институтов ООН.
После окончания периода холодной войны проявился мощный толчок для активации ООН, а так же превращения ее в действующий механизм организации жизни международного поля.
Важнейшее значение приобретали усилия ООН в поддержании мира. Мощное развитие по линии ООН получали:
- превентивная дипломатия, то есть миссии по обнаружению фактов, усилия в примирении сторон, посредничество и т.д.;
- осуществления наблюдения за перемириями, гуманитарные операции, то есть оказание помощи беженцам и иным возможным жертвам конфликтов;
- содействие реабилитации после конфликтов.
В какой-либо форме ООН была замешана в усилия по регулированию большинства «горячих точек» текущего десятилетия, таких как, Сомали, Камбоджа, Афганистан, Центральная Америка, на Гаити, бывшая Югославия, Ближний и Средний Восток, Руанда, Западная Сахара, Таджикистан, Грузия.
Вместе с этим СБ (Совет Безопасности) применил такие инструменты, как санкции экономического, политического, дипломатического, финансового типа, а так же другие меры принуждения, которые не были связаны с использованием вооруженных сил; и разоружение принудительного характера по отношению к Ираку.
Но прекращение холодной войны не только подарило свежие возможности для ООН, но и осветило недостатки, присущие ей, ранее находящиеся на заднем плане.
Во-первых, речь заходит об издержках жизнедеятельности громадного аппарата бюрократии ООН, его неэффективном процессе по принятию решений, загруженности организации множественными структурами и их параллельности. Во-вторых, устанавливается вопрос адаптации ООН к важному изменению международного политического поля, происшедшего за несколько десятилетий ее жизнедеятельности и развития.
В образовавшейся широчайшей дискуссии по реформированию ООН выявляются глубочайшие расхождения участников данной организации по вопросам очередей реформирования, степеней его радикальности и содержания изменений. В наиболее общем плане возможно отделить следующие основные темы, связанные с обсуждаемой проблематикой:
- обеспечить наибольшей эффективностью ООН при обращении к вопросам безопасности мира и усовершенствование при помощи инструментов миротворчества, а так же кризисного урегулирования;
- увеличение круга возможностей привлечения ООН во внутренние дела государств в связи с нестабильностью политической сферы, нарушением прав человечества, гуманитарными либо экологическими катастрофами;
- усиление роли ООН в нетрадиционных областях, таких как, экология регулирование информационных потоков, миграция и т.д.;
- перемены в порядке финансирования деятельности ООН, принципах применения ее финансовых ресурсов;
- генезис роли Генеральной Ассамблеи с целью повышения ее способности принятия действенных решений;
- наиболее четкое выделения статуса Генерального Секретаря ООН и коренная перестройка функционирования Секретариата ООН;
- подтверждение роли и функций специальных учреждений ООН, координирование их деятельности, увеличение круга полномочий Международного Суда;
- рост эффективности производительности Совета Безопасности, а так же коренные перестановки в его составе.