Понятие правового воспитания и обучения
Правовое воспитание и обучение — это целенаправленная деятельность отдельных граждан, общественных организаций, государства по передаче юридического опыта, а также регулярное воздействие на поведение и сознание человека для формирования определенных позитивных взглядов, представлений, установок, ценностных ориентаций, обеспечивающих исполнение, соблюдение и использование юридических норм.
Содержание правового воспитания и обучения представляет собой приобщение граждан к знаниям о праве и государстве, правах и свободах личности, законности, выработка устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Правовое воспитание и обучение — это многоаспектная и сложная система деятельности, предполагающая создание специального инструментария по донесению до каждого правовых ценностей, трансформацию их во внутренний ориентир поведения и личные убеждения.
Современные формы правовой работы с гражданами:
- пропаганда права средствами массовой коммуникации;
- правовой всеобуч;
- правовоспитательная деятельность, связанная с проведением конституционных мероприятий (выборы, референдумы и др.).
Система правовых мероприятий включает работу специальных правовых школ, семинаров, курсов, организуемых государственными и общественными органами на бюджетной или коммерческой основе. К формам правовоспитательной деятельности относятся: «круглые столы» и беседы на правовые темы, дискуссии по вопросам политико-правовых отношений, комментарии нового законодательства, тематические передачи и т.д.
Средства, формы, принципы и методы правового воспитания и обучения выступают методологическими организационным механизмом, с помощью которого субъекты правового воспитания воздействуют на индивидуальное и общественное сознание, помогая воспринять правовые нормы и принципы.
Методология правового воспитания и обучения
Методология правового воспитания и обучения — это особая область знания о средствах и принципах организации познавательной и практической деятельности. Это средства, методы и принципы организации теоретической и практической деятельности. Методология обуславливает пути познания, основания научного знания, принципы построения, формы, методы и результаты научной деятельности.
Методология правового воспитания обуславливает общую логику научного поиска, практической деятельности, определяет конкретные процедуры теоретического и практического поиска, его дальнейшего совершенствования, предписывает как норму следование определенным требованиям и принципам для получения достоверных результатов.
Методология правового воспитания в разных формах представляет основания и инструменты для построения теории, нахождения нового знания, создания технологий и систем обучения. Методология раскрывает понятие «методологическая деятельность» в следующих формах:
- методологическое обеспечение;
- методологическое исследование.
Структура методологического знания включает четыре уровня:
- Философский. Ведущие идеи, содержание, теории конкретного философского учения обуславливают подход к правовым учениям и научному исследованию.
- Общенаучный. Система подходов и взглядов, которые показывают связь и взаимодействие процессов и явлений окружающего мира. Данный метод ориентирует на необходимость подходить к явлениям жизни, как к системам, имеющим определенное строение и собственные законы функционирования. Аналитический и функциональный методы исследования опирались на механистические ассоциативные концепции детерминизма и редукционизма.
- Конкретно-научный. Совокупность принципов, методов исследования, процедур, применяемых в праве. Методология правового воспитания раскрывается через относительно самостоятельные, специфические подходы или принципы. Методологические принципы в праве используют личностный, целостный, полисубъектный, деятельностный, культурологический, антропологический подходы.
- Технологический. Структура и логика научного исследования, процедуры научного поиска, получение реального, достоверного эмпирического материала, его анализ, обработка, обобщение и построение научных теорий.
Методы правового воспитания и обучения
Важнейшими элементами механизма правового воспитания и обучения являются различные методы правовой деятельности: приемы и способы разъяснения политико-правовых принципов для воздействия на поведение граждан в интересах правопорядка.
Общие методы правового воспитания и обучения — это многообразные, конкретные приемы логико-гносеологического, педагогического и эмоционального воздействия на воспитуемых. Обучение таким приемам осуществляют специальные методисты-референты по правовой пропаганде и воспитанию.
Важнейшим методом правового воспитания является правовое обучение, процесс распространения правовых знаний, благоприятствующих росту общей юридической образованности и культуры населения. Основная цель правового обучения в качестве метода правовой пропаганды — воспитание уважения к законности и праву как ценностной установки значительных слое населения РФ.
Специальные методы правового воспитания и обучения, используемые правоохранительными органами:
- контрольно-воспитательные методы;
- надзорные методы.
Специальные методы применяются к определенной категории граждан, склонных к совершению правонарушений.
Направления реализации методики правового воспитания:
- социально-педагогическое — осуществление мероприятий, в котором участвуют разные субъекты, выявление и анализ отклонений от нормы (мониторинг), мониторинг позволяет выявить и подкорректировать возможные проблемы;
- управленческое — курирование реализации программы правового воспитания и обучения; организация сотрудничества с разными органами власти, включая специализированные;
- содержательное — разработка эффективных методик правового воспитания, внедрение их в практику.