Понятие и значение уголовно-процессуального права
Уголовно-процессуальное право представляет собой социально обусловленную совокупность законных норм, отражающих работу по расследованию, обсуждению и разрешению уголовных дел с целью выполнения задач уголовного процесса. Данные нормы устанавливаются государством и воплощаются в издаваемых законах.
Уголовно-процессуальное право по своей природе выполняет следующие функции:
- выражает задачи и основы уголовного процесса,
- определяет права и гарантии их реализации для всех субъектов уголовно-процессуальной работы,
- устанавливает систему стадий уголовного судопроизводства, а также порядок производства в любой из них и каждого процессуального действия;
- определяет основания и порядок принятия решений по делу.
Социальная значимость и значение уголовно-процессуального права ориентируется тем, что оно:
- обеспечивает использование уголовно-правовых норм, которые по своей сути ограждают личность, общество и государство в целом от беззаконных посягательств, используя метод регламентации работы органов дознания, следствия, прокуратуры, суда по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел;
- устанавливает основания, условия и виды внедрения мер принуждения;
- имеет гарантии личностных прав (например, обеспечивает обвиняемому конституционное право на защиту, неприкосновенность, тайну переписки, право на объективное правосудие и т.д.);
- описывает порядок судебной защиты людей от посягательств на их жизнь и здоровье, имущество и индивидуальную свободу, на честь и достоинство;
- оберегает права лиц, которым причинен какой-либо ущерб (моральный, физический или материальный);
- позволяет создать порядок и условия работы, ограждающие невиновного от привлечения к ответственности и санкции, а в случае несправедливого привлечения к ответственности - отмену состоявшегося решения и реабилитацию данного лица;
- имеет правовосстановительные и карательные наказания, которые обеспечивают соблюдение правовых предписаний.
Механизм уголовно-процессуального регулирования
Уголовно-процессуальная регулировка понимается как осуществляемое посредством уголовно-процессуального права и всей системы процессуальных средств, образующих его механизм, юридическое действие страны на социальные дела в области уголовного судопроизводства. Именно при помощи уголовно-процессуального регулирования осуществляется государственное управление работой компетентных органов и их должностных лиц по следующим направлениям:
- возбуждению уголовного преследования,
- привлечению к уголовной ответственности лиц, осуществивших преступные деяния;
- освобождению от уголовной ответственности.
Правовая регулировка уголовно-процессуальной работы осуществляется при помощи специфического способа и особенностей механизма правового регулирования.
Так, ключевыми юридическими средствами механизма уголовно-процессуального регулирования выступают его составляющие элементы:
- нормы процессуального права;
- юридические прецеденты, опосредующие процессуальные правоотношения;
- процессуальные правоотношения, которые также именуются юридическим процессом.
Стадии механизма уголовно-процессуального регулирования
Каждый элемент механизма правовой регулировки представляет наиболее подходящую для него стадию. Более того, конкретно в масштабах тех или же других стадий указанные элементы могут реализоваться. Вследствие этого 5 стадий механизма уголовно-процессуального регулирования тесно связаны с его элементами.
Итак, к стадиям механизма уголовно-процессуального регулирования относят:
- стадию формулирования единого правила поведения как модель, которая ориентирована на удовлетворение тех либо других интересов в области права и требующая их правосудного упорядочения (названная стадия отражается в механизме правовой регулировки через нормы права);
-
стадию определения специализированных критериев перехода от совокупных инструкций к более детализированным (элементом для этой стадии служит юридический прецедент).
Однако зачастую для этого нужна целая система юридических прецедентов, образующих фактический состав, где один из них должен быть непременно главным. В качестве такого главного юридического прецедента выступает правоприменительный акт (например, для получения пенсии по старости акт внедрения нужен уже тогда, когда наступает соответствующий возраст, есть стаж и утверждение, то есть имеются три предшествующих факта);
-
стадию установления точной юридической взаимосвязи с разделением субъектов на управомоченных и обязанных (данная стадия имеет связь с элементом юридических правоотношений);
-
стадию реализации субъективных прав и юридических прямых обязанностей. При этом правовая регулировка достигает собственных целей - дает возможность интересу субъекта удовлетвориться. Акты же реализации субъективных прав и прямых обязанностей могут быть выражены в 3 формах:
- соблюдении,
- выполнении,
- использовании;
-
стадию правоприменительной работы (возникновение правоприменения в таком случае уже связывается с жизненными обстоятельствами отрицательного характера, выражающимися в наличии угрозы нарушений закона или прямого правонарушения).