Зарождение и становление криминологических идей
В настоящее время криминология представляет собой самостоятельную социолого-юридическую науку, представляющую собой закономерный этап развития разнообразных теоретических представлений о преступности, ее предупреждении, выявлении ее причин, и т.д. При этом начало отсчета истории развития криминологии, как обособленной сферы научного знания принято связывать с периодом XIX в.
Однако представляется целесообразным подчеркнуть, что постепенное формирование воззрений относительно причин и природы преступности, поиск приемов и способов противодействия ей исторически возникли практически одновременно с появлением преступности, как социального явления.
Так, в специальной литературе отмечается, что говорить о возникновении преступности справедливо уже с момента рабовладельческого общества, одновременно с появлением государства, как особого централизованного органа управления обществом, и права – как общеобязательного регулятора общественных отношений. Именно в те времена люди начинаются задумываться о происхождении и природе преступных деяний, а также предпринимают попытки противодействовать им.
Например, в трудах Платона и Аристотеля обнаруживаются попытки формирования подходов к пониманию связи совершаемых преступлений с конкретно-историческими социальными условиями. В частности, философы обращали внимание на то, что массовость нарушения законов находится в прямой зависимости от правильного (справедливого) устройства государства.
Иными словами, для борьбы с преступностью необходимо такое государственное устройство, в рамках которого происходит воспитание у граждан уважения к законам и отвращения к их нарушению. В свою очередь, в числе признаков справедливого государства Платон и Аристотель называли:
- Отсутствие чрезмерного социально-экономического неравенства;
- Стабильные законы;
- Борьба с коррупцией должностных лиц;
- Создание государством условий для реализации и развития знаний и навыков граждан и т. д.
Впоследствии, в Средние века преступность в целом, и образ преступника в частности, раскрывались с теологической точки зрения – то есть как проявления грешности, искушения дьяволом к нарушению божественных заповедей, и т.д.
Наконец, становление самостоятельно криминологической науки во многом стало возможно благодаря расцвету в XIX в. идей естествознания, многие их которых были положены в основу методологического и категориального аппарата изучения проблем преступности и противодействию ей.
Антропологическое направление криминологии
Первый этап развития криминологии как науки во многом был связан с идеями, так называемого антропологического направления, основоположником которого был Ч. Ломброзо. В частности, исследователем была предпринята попытка переноса некоторых эволюционных идей Ч. Дарвина в сферу исследования преступности, в результате чего, автор обосновывал саму сущность преступления и личности преступника через биологические и антропологические категории.
В этой связи, автор обосновывал тезис о прирожденном, а не приобретенном характере преступного поведения, в числе причин которого выступали врожденные индивидуальные качества. В числе таковых, Ч. Ломброзо, в частности, называл:
- Скошенный лоб;
- Высокие скулы;
- Массивная челюсть;
- Выдающиеся надбровные дуги и т. п.
Впоследствии идеи Ч. Ломброзо были развиты и преобразованы в работах Э. Ферри, который отказался от исключительного понимания прирожденности преступника, отмечая, что они не составляют большинства среди всех преступников.
Кроме того, Э. Ферри в своих работах предложил собственную пятичленную классификацию преступников, в рамках которой, наряду с прирожденными преступниками выделялись: душевнобольные, привычные, «по старости» и случайные. Иными словами, Э. Ферри стал признавать существенную роль неантропологических детерминант преступности, признав корректирующее значение благоприятных и неблагоприятных социальных условий.
Социологическое направление в криминологии
В качестве альтернативы антропологическому направлению криминологической науки во второй половине XIX в. складывается социологическое направление, представители которого сформировали принципиальные положения о зависимости преступности от конкретно-исторических условий социальной среды при устойчивости основных параметров преступности.
Исходя из этого, представителями рассматриваемого подхода, в том числе, обосновывалась идея о возможности прогнозирования общественно-опасного поведения. В свою очередь, признание возможности прогнозируемости преступности, закономерно свидетельствует и о признании ее обусловленности определенными, в том числе социальными детерминантами.
Продолжая свое рассуждение, один из наиболее ярких представителей социологической криминологии А. Кетле утверждал, что исходя из точки зрения о нахождении причин преступности главным образом в общественном устройстве, основным направлением противодействия ей должно выступать изменение (реформирование) социальных учреждений, повышение уровня грамотности населения, уровня образования, и т.д.
Кроме того, в рамках социологического направления криминологии утверждалась тесная связь социальных детерминант преступности и экономических условий.
Так, например, Р. Гарофало выдвинул весьма перспективную идею о том, что важнейшей причиной преступного поведения выступает не бедность как таковая, поскольку соответствующая категория является крайне относительной, а неблагоприятное соотношение возрастающих потребностей и малых возможностей их удовлетворения.
Во многом соответствующий тезис сохранил свою актуальность и в настоящее время, на что, в частности, указывает наличие в некоторых современных криминологических исследованиях точки зрения о том, что состояние преступности находится в прямой зависимости со степенью остроты различий в материальной обеспеченности различных социальных групп.