Что такое криминализация?
Криминализация — это признание с помощью уголовного законодательства деяния опасным для общества, а также оказание ему противодействия с учетом осуществляемой на уровне государства политики уголовного-правового характера.
На сегодняшний день среди принципов криминализации можно выделить следующие:
- достаточный уровень опасности для общества деяний, которые подвергаются криминализации;
- возможность оказания позитивного воздействия уголовно-правовой нормы на потенциально опасное для общества поведение;
- преобладание положительных последствий от криминализации;
- достаточность уголовно-правового запрета;
- своевременность криминализации.
Следует отметить, что криминализация осуществляется одновременно с возникновение у деяния такого признака как опасность для общества, а при ее отсутствии необходимо говорить о декриминализации деяния.
Наиболее часто используемым методом криминализации на современном этапе развития являются аналогии, однако, применение норм уголовного законодательства по аналогии или же его расширительное толкование запрещены.
Довольно распространено явление, когда критерии общественной опасности изменяются с течением времени. Государство, основываясь на собственных интересах, а также интересах населения, хозяйствующих субъектов, т. е. тех субъектов, на защите прав которых оно стоит, определяет уровень опасности для общества того или иного деяния. Результатом такого анализа является либо криминализация, либо декриминализация деяния.
Последствия криминализации нарушений ПДД
ПДД – это свод правил дорожного движения, а также требований технического характера, которые предъявляются к транспорту в случае его эксплуатации. Важнейшей целью ПДД является предотвращение дорожно-транспортных происшествий, в результате которых может быть нанесен вред здоровью или жизни участникам такого происшествия.
Если говорить об основаниях криминализации нарушений ППД человеком, который управлял транспортным средством в нетрезвом состоянии, то в качестве такого основания выступает определенный критерий количественного характера, а именно накопление опасности, согласно которому признаками криминализации этого административного правонарушения признаются преюдиция и характер нарушения.
В наиболее общем смысле, как было отмечено ранее, основанием для криминализация любого деяния является его опасность для общества. При этом на сегодняшний день в отечественной литературе приведено несколько подходов к трактовке понятия «общественная опасность», если говорить о данном понятии именно в правовом смысле.
На сегодняшний день в РФ у населения и общественности в целом отсутствует отношение к автомобилю, мотоциклу или другому транспортному средству как к источнику какой-либо опасности для собственной жизни и здоровья, жизни и здоровья других участников дорожного движения. Также не сформировано какого-то единого подхода в отношении лиц, которые на уровне действующего законодательства признаются участниками дорожного движения. Так, например, в ходе ДТП могут пострадать лица, которые не имеют абсолютного никакого отношения к дорожному движению, в связи с чем возникает вполне логичный вопрос: если в ходе ДТП пострадал человек, который на момент ДТП находился недалеко от дороги, и его придавило столбом, который снесло транспортным средством, попавшим в ДТП – лежит ли на таком пешеходе ответственность за случившееся?
Аналогичные вопросы возникают сегодня и в отношении правовых норм, введенных не так давно, которые в значительной степени ужесточают ответственность за то, что водитель не остановился на переходном переходе, когда на нем находился еще один участник дорожного движения – пешеход. В рамках предыдущей редакции нормы такое нарушение предусматривало наложение штрафа в размере 1500 рублей, в нынешнее – до 2500 рублей. Однако в данном случае не вполне ясно, с какого именно момента возникает юридическая ответственность. Если пешеход стоит на краю дороге и в то же время не начинает движение (иногда даже и не планирует переходить дорогу), обязывает ли Кодекс его пропускать? На сегодняшний день не существует четко прописанных или негласных обозначений, которые переход должен подать перед началом движения, чтобы водитель был уведомлен о его намерениях. Так, положениями Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 все же вносится некоторая ясность: пешеход обязан просигнализировать водителю каким-либо образом о намерении перейти дорогу, хотя бы начав движение или сделав шаг на проезжую часть. Однако, подобная подача сигнала способствует возникновению риск для жизни и здоровья пешехода.
В связи с этим любое ужесточение, не говоря о криминализации правовой нормы, а также присвоение ей уголовной направленности, должны быть реализованы не только просто обоснованно, но и в достаточной степени продуманно, т. е. в обязательном порядке содержать различного рода возможные и вероятные варианты развития событий для предотвращения в дальнейшем различного рода разночтений и правового плюрализма.
В случае, если речь идет о криминализации существующих на сегодняшний день правил дорожного движения, то в обязательном порядке необходимо учитывать не только ответственность и требования, предъявляемые к поведению водителей, но и обязанности пешеходов. Несмотря на то, что автомобиль является средством повышенной опасности, водителю управлять им более сложно, чем пешеходу соблюдать весьма нетрудные правила поведения около и на проезжей части дороги.
Следует отметить, что на сегодняшний день рассматриваемый вопрос в значительной степени усугубляется тем обстоятельством, что в большей части российских городов отсутствует соответствующая инфраструктура, позволяющая в полной мере снизить вероятность создания взаимных помех водителями и пешеходами.