Конституция - основной закон страны
Конституция - это акт нормативно-правового характера, обладающий наивысшей юридической силой и принятый либо посредством референдума с участием граждан, либо высшим органом государственной власти. Данный нормативно-правовой акт регулирует основы организации государственного строя, порядок функционирования всех ветвей власти, а также права, свободы, обязанности граждан страны.
Среди признаков самого главного нормативно-правового акта страны можно выделить следующие:
- является основным законом в стране;
- наделен наивысшей юридической силой, что предполагает отсутствия противоречия данному акту прочих законодательных и правовых актов, утверждаемых в государстве;
- в большинстве случаев принимается посредством проведения референдума;
- направлен прежде всего на регулирование наиболее важных прав и свобод граждан, а также методов из защиты со стороны государства;
- определяет основы государственного строя страны, в том числе формы правления, гос. устройства, политический режим;
- выступает в качестве направляющего правового акта, так как на высшем уровне определяет основополагающие идеи развития общества.
Таким образом, Конституция вносит упорядоченность в жизнь государства, предопределяет основы положения личности в обществе, в рамках данного нормативного акта формируются основополагающие принципы взаимоотношений человека и государства. В подобном нормативном акте в обязательном порядке закрепляются принципы права, функции государства и отдельных государственных органов власти и т.д.
Также в рамках Конституции устанавливаются рамки и характер государственного регулирования во всех сферах общественной жизни.
Отличительные черты Конституции РСФСР 1978 года
Конституция, принята в 1978 году, была четвертой Конституцией РСФСР.
На протяжении срока своего юридического действия Конституция 1978 года не один раз подвергалась кардинальным изменениям. Подобные изменения затрагивали не только сущность определённых норм, но и саму непосредственно ее содержание в целом. Так, например, на первоначальном этапе в рамках Конституции 1978 года РСФСР признавалась союзной республикой в составе СССР, а после его распада – независимым государством.
В связи с этим данная редакция Конституции на последних этапах своего действия была крайне нестабильной, при этом все изменения носили существенный характер. Именно по этой причине характеристика Конституция РСФСР 1978 года имеет различное содержание в зависимости от периода действия, что можно рассматривать в качестве одной из ее ключевых особенностей.
Необходимость разработки и принятия на территории РФ новой редакции основного нормативного акта в 1993 была связана с большим количеством причин, вызванных в прежде всего принципиальными изменениями в жизни общества в конце 80-х - начала 90-х гг., что в свою очередь, было связано с распадом СССР.
С времен «перестройки» на территории РСФР действовала Конституция РФ, которая была введена в действие в 1978 году посредством утверждения Верховным Советом РСФСР. Данная редакция Конституции в полной мере соответствовала принципам тоталитарного государства, который был принят в данный период времени. Одной, из ее особенностей можно назвать тот факт, что права свободы граждан закреплялись в противоречии с международными актами и соглашениями, так как были подчинены, в первую очередь целям «строительства» коммунистического государства. Так, в рамках
В Конституции 1978 года государство признавалась советским и социалистическим, но не объявлялось правовым. Конституция РСФСР 1978 года в значительной степени подчеркивала роль коммунистической партии, провозглашенной в рамках данного нормативного акта руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы. В соответствии с данными принципами закреплялся механизм государственной власти, в полной мере игнорировавшими разделение государственной власти на ветви, необходимость организации исполнительной власти в стране, а также независимость судебной власти.
Однако, подобное содержание основного закона страны противоречило реализуемым с начала 1980-х годов принципам перестройки.
- Во - первых, с начала реализации на территории СССР реформ, получивших название «перестройка», однопартийная система постепенно была трансформирована в полисубъектную многопартийную политическую систему, что обусловило формирование абсолютно новых условий для реализации населения собственной политической воли, с чем и было связано образование большого количество различных политических партий.
Во-вторых, плановая модель национальной экономики, которая базировалась на монопольном положении собственности государства и сверхцентрализованном государственном управлении, в активном порядке начала замещаться современными рыночными экономическими отношениями, что в конечном итоге способствовало формированию многосекторной национальной экономики, в значительной степени обеспечивало свободу всем участникам хозяйственной деятельности, оказало благотворное влияние на развитие частной собственности населений. Среди наиболее важных признаков рыночной экономической системы можно назвать равноправие всех форм собственности, а также обеспечение равной юридической защиты, свобода и поощрение осуществления предпринимательской деятельности, свободный труд.
В-третьих, свойственное общественного развития советского периоде господство одной официальной идеологии (а именно коммунистического мировоззрения) постепенно уступило место идеологическому и религиозному плюрализму, в качестве основы которых выступала свобода мысли и слова, а также гласность. Несмотря на то, что в Конституции РСФСР 1978 года все же сохранялась классовая ориентированность демократии, которая получила название социалистической, ее рамки были в значительной степени расширены.