Предпосылки разработки Конституции РФ 1993 года
Конституция — это главный обособленный правовой акт государства, имеющий высшую юридическую силу. Законы, прописанные в Конституции, определяют политическую, правовую, экономическую базу деятельности всех систем государства.
Период 90-х годов в России можно характеризовать, как время коренных конституционных реформ, в том числе, реформирования устаревшего законодательства. В этот период происходила борьба за власть между законодательной и исполнительной властями, что значительно тормозило процесс законотворчества. На I Съезде народных депутатов РСФСР 22.06.1990 года была сформирована комиссия по созданию Конституции РСФСР. По причине отсутствия договоренности между Парламентом и Президентом, эта Конституция так и не была принята. Также не нашел сторонников проект Конституции от 05.06.1993 г.
Первая Конституция РФ была принята в ходе общенационального референдума Российской Федерации, проведенного 12 декабря 1993 года, в котором приняли участие 54,8% населения, из них «за» проголосовало 58,4%, «против» - 41,6%.
Особенности Конституции РФ 1993 года
Структуру Конституции РФ 1993 года составляет преамбула и два раздела. Основу Конституции составляет первый раздел, в который вошло 9 глав, во второй раздел вошли некоторые нормы временного характера. Преамбула Конституции, т.е. ее ознакомительная часть, не содержит норм, тем не менее она играет значительную роль, так как в ней содержаться все обстоятельства и основания, которые послужили предпосылкой и поводом к принятию Конституции. Так как Россия является многонациональным государством, Конституция призвана защищать интересы всех наций и народностей, входящих в состав РФ.
Реализация основных целей Конституции является главной задачей государства:
- закрепление прав и свобод человека;
- укрепление гражданского мира в Российской Федерации;
- сохранение единства государства;
- воссоздание суверенной государственности РФ;
- подтверждение нерушимости демократических основ России;
- обеспечение процветания и благополучия государства.
Идея разделения властей положена в современной концепции организации государственной власти предусмотренной Конституцией. Признается любой вид собственности, которая находится под защитой государства. Допускается идеологическое многообразие и многопартийность.
В основу второй главы положена идея, что интересы человека гражданина превыше всего. Соответственно, в этой главе Конституции определены основные права и свободы человека в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.
Третья глава отражает федеративное устройство РФ. Территория России включает в себя территории следующих субъектов: края, республики, области, города, автономные округа, области. Территория России для всех граждан является единой. Остальные пять глав посвящены организации государственной власти: Президента, Федерального собрания, правительства, судебной власти, местного самоуправления.
Девятая глава Конституции включает в себя, конституционные поправки\
Правовая охрана Конституции РФ
Особенность правовой охраны Конституции РФ заключается в установлении законодательных целей и обеспечении неизменности основополагающих принципов организации общества:
- верховенства Конституции;
- гарантия прав и свобод человека и гражданина;
- допустимость многообразия религиозного, идеологического и политического характера;
- разделение властей, введение парламентаризма, всеобщего избирательного права, федеративного устройства и т.д.
Правовая охрана Конституции РФ заключается в обеспечении соблюдения закона всей системой государственных органов РФ, Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральным Собранием и т. д. Согласно Конституции, именно Президент РФ является гарантом соблюдения обеспечения прав и свобод человека и гражданина в РФ, сохранение независимости, суверенитета РФ и государственной целостности.
Только в соответствии с Конституцией РФ Федеральное Собрание Российской Федерации может принимать федеральные законы и принимать отчеты Правительства РФ об их выполнении, а также соблюдении конституционных норм в Российской Федерации, обязуется осуществлять различные полномочия по обеспечению соблюдения Конституции Российской Федерации всеми субъектами правоотношений. Осуществлять контроль за соблюдением конституционных норм обязуется Правительство РФ. Контроль за соблюдением конституционных прав и свобод осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению РФ.
Главную функцию в охране конституционных норм осуществляет Конституционный Суд РФ, который уполномочен:
- издавать официальные акты толкования положений, содержащихся в Конституции;
- осуществлять проверку всех законодательных актов на соответствие Конституции РФ;
- не принимать законодательные акты в случае обнаружения несоответствия Конституции РФ и отменять их действие;
- осуществлять проверку международных договоров РФ на соответствие конституционным нормам РФ, признавать их соответствие или не соответствие; при обнаружении несоответствия Конституции РФ, международные договоры не подлежат ратификации, а соответственно, не подлежат применению на территории РФ.
Другие суды Российской Федерации имеют право аннулировать действие нормативных актов субъектов РФ или органов местного самоуправления в случае несоблюдения Конституции Российской Федерации по требованию компетентных органов. Все вопросы, касающиеся конституционных юридических отношений, включая все дипломатические и консульские представительства различных государств, представительства международных организаций, их должностных лиц с дипломатическим и консульским иммунитетом, а также других иностранцев и лиц без гражданства, законно проживающих в России, должны соответствовать Конституции Российской Федерации.