Политическая обстановка в стране
В нач. XIX в. Германия состояла из множества государств: имперский город - 51, княжества – 360 и порядка 1500 рыцарских держаний. Каждое из государств, за исключением рыцарских держаний обладало своей таможенной системой, органами управления, законодательством и т.д. Как правило, государства преследовали только локальные интересы, обходя вопросы проблемы общегерманского единства.
В связи с наполеоновскими войнами, был положен конец «Священной Римской империи германской нации», большинство немецких князей подчинились Наполеону (исключение Австрия и Пруссия). К 1806 г. был создан Рейнский союз, оформленный как неравноправный международный договор, по которому немецкие государства пошли в конфедерацию (39 государств) под началом Франции. Во внутренней политике была декларирована независимость указанных государств, в то время, как внешняя политика была под полным контролем Наполеона.
На подвластных Наполеону территориях были искоренены феодальные порядки, привилегии дворянства и духовенства ограничены, также введен Гражданский кодекс (1804 г.). Важным шагом на пути становления конституционного строя стало количество резкое сокращение германских государств посредством укрупнения территориальных образований.
После поражения Франции, на основании Парижского трактата 1814 г. и Союзного акта 1815 г. был образован Германский союз, включающий 34 государств и 4 вольных города. Доминирующая роль отводилась Австрии. Данный союз нельзя было назвать унитарным государством или федерацией. Присутствовала форма конфедерации с юридическим равенством субъектов, но фактически с властным приоритетом Австрии.
Важное событие – создание в Таможенного союза восемнадцати государств (1834 г.). Фактически, для мелких государств прекратилась экономическая и политическая самостоятельность. К сер. XIX в. под влиянием французской революции в германских государствах произошла активизация буржуазно-демократического движения.
Создание первой общегерманской конституции
В период весна-осень 1848 г. во многих городах Германии произошли массовые выступления рабочих, которые требовали реального объединения Германии, принятия общегерманской конституции, решения социально-экономических проблем.
В этой связи в период май 1848 г. – июнь 1849 г. было создано Общегерманское учредительное собрание. В 1849 г. была создана общегерманская конституция, согласно которой Германия должна была приобрести форму федеративной империи, во главе которой легитимный император (австрийская или прусская династия). В конституции провозглашались буржуазно-демократические свободы, разделение властей, двухпалатный Рейхстаг – палата государств (верхняя) и палата народов (нижняя), всеобщие, равные и тайные выборы. Но объединения Германии не произошло. В 1850 г. была написана Конституционная хартия Пруссии, в ней была закреплена монархия абсолютистского типа (реальная власть только у короля).
Конституция Второй Германской империи 1871 г.
С приходом к власти в 1862 г. министра-президента Пруссии Отто фон Бисмарка, прусская армия в 1866 г. выиграла войну с Австрией, что стало причиной объединения северной части Германии, ее возглавляла Пруссия, что ознаменовало конец существования Германского союза 1815 г.
Возник Северо-Германский Союз, в 1867 г. была утверждена Конституция, которая стала основой для принятия общегерманской конституции 1871 г. Согласной последней в Германии появилась автократическая монархия с федеративным государственным устройством (25 субъектов). Глава государства – кайзер, или император (король Пруссии) с огромными полномочиями: назначение единоличного имперского правительства (канцлера); определял направления внешней политики; назначал и отзывал чиновников; отвечал за военные функции; имел право «союзной экзекуции», право досрочного роспуска парламента.
Отмечалось абсолютно неравноправие палат парламента, верхняя палата имела отчетливый приоритет в законодательном процессе. При этом количество голосов у каждого из государств в верхней палате (Бундесрат) зависело от его величины. Нижняя палата (Рейхстаг) была лишена права самостоятельного принятия законов, фактически она занимала последнее место в структуре органов власти.
Впоследствии Рейхстаг предпринимал множество попыток для установления контроля в сфере исполнительной власти, но в практическом применении отсутствовала система разделения властей, система сдержек и противовесов не действовала вплоть до создания в 1919 г. Веймарской конституции.