Разногласия в системе органов публичной власти
Разногласия между органами публично власти – это особое состояние отношений, существующих между государственными органами власти различного уровня, а также представляющими их должностными и уполномоченными лицами, связанное с несовпадением, а также столкновением мнений и взглядов таких субъектов по поводу определенных ситуаций, некоторых моментов, а также вариантов их решений, стратегии и тактики деятельности, а также осуществлении ими действий (или бездействий), которые нарушают установленную на законодательном уровне компетенцию.
На сегодняшний день разногласия, которые возникают в системе органов публичной власти РФ, можно проклассифицировать по следующим признакам:
- по сфере возникновения разногласий можно выделить межинституциональные, т. е. разногласия, которые возникают между органами власти разных ветвей, а также внутрисистемные разногласия, которые связаны с внутренней работой органов власти;
- по уровням реализации властных полномочий разногласия могут возникать между федеральными и региональными государственными органами власти, между органами власти субъекта и местными органами власти, а также органами власти федерального и муниципального значения;
- по методам разрешения разногласия можно разделить на те, что могут быть решены внесудебном порядке, а также разногласия, разрешаемые только в суде.
Разрешение споров в системе органов государственной власти
На сегодняшний день функционирует конституционно-правовой механизм разрешения разногласий между различными органами государственной власти, в рамках которого рассматривают регламентированный на уровне действующего законодательства комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих составляющих, посредством которых может быть реализовано правовое регулирование разногласий между органами государственной власти РФ федерального, регионального и местного уровня, а также фактическое разрешение подобных разногласий в ходе определенной правоприменительной деятельности.
Можно говорить о том, что понятие конституционно-правового механизма разрешения разногласий в системе органов государственной власти представляет собой достаточно сложное и многогранное понятие, в состав которого включаются:
- коллизионные нормы, на основании которых реализовано разрешение и предотвращение разногласий
- субъекты, которые наделены соответствующими полномочиями разрешения разногласий между органами публичной власти;
- методы, а также общепринятые процедуры разрешения разногласий между государственными органами власти;
- вынесение итогового акта разрешения разногласий между органами государственной власти, формулируемый либо в виде нормативно-правового акта, либо акта толкования и применения правовых норм.
Существующие на сегодняшний день конституционное - правовые методы, которые используются в процессе разрешения разногласий в системе государственных органов власти, можно разделить на методы предотвращения разногласий и методы разрешения уже возникших разногласий. Методы разрешения можно разделить на две группы, а именно несудебные и судебные методы решения возникших разногласий.
Так, например, в соответствии с нормами действующего законодательства споры, возникшие между законодательным органом власти субъекта РФ и высшим исполнительным органом власти субъекта РФ по вопросам, связанными с реализацией их полномочий могут быть разрешены в соответствии согласительными процедурами, которые предусматриваются как в рамках норм Конституции РФ, конституции (устава) субъекта РФ или судебном порядке.
Если говорить о согласительных процедурах как о несудебном методе разрешения разногласий в системе органов власти являются на сегодняшний день одним из наиболее эффективных инструментов обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех государственных органов власти. Различные разновидности разногласий в системе государственной органов власти и предопределяют многообразные формы, процедуры их разрешения, среди которых можно выделить различного рода консультации, проведение переговоров, формирование рабочих групп, согласительных комиссий, экспертных советов, заключение договоров и фиксацию договоренностей в других форма и т. д.
Также в рамках разрешения разногласий между органами власти могут применяться различные меры конституционно-правовой ответственности ненадлежащее исполнение полномочий. Именно данный методов рассматривается в качестве одного из наиболее популярных предотвращения разногласий в системе государственных органов власти. В условиях постоянно реализуемых реформ нормативная регламентация данного института не отражает потребности эффективного функционирования государственных органов власти.
Также в некоторых моментах деятельность Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ направлена на разрешение разногласий между государственными органами власти.
Ее сущность заключается не только в использовании процедур рассмотрения спора о компетенции, но также в проверке на соответствие Конституции РФ, Основному закону субъекта Федерации нормативных правовых актов и договоров объема полномочий, которыми наделены органы государственной власти. органов публичной власти.
Следует отметить, что организация конституционных судов в субъектах РФ способна оказать благотворное влияние на формирование полноценной конституционно-уставной системы органов государственной власти, что способствует использованию ими в полной мере своих возможностей для самостоятельного разрешения возникающих разногласий как на региональном, так и муниципальном уровнях.