Понятие и признаки конституционно-правовой ответственности
Конституционно-правовая ответственность - это обязательство, формирующееся у того или иного субъекта правоотношений (обычного жителя страны, органа власти) и связанное с претерпеванием всех возникающих негативных последствий, проявляющиеся в виде неких ограничений личного или имущественного характера.
Стоит отметить, что сама конституционно-правовая ответственность возникает в результате совершения субъектом правоотношения какого-либо правонарушения.
Состав правонарушения в области правовых отношений:
- субъект (граждане Российской Федерации, иностранные лица, люди, не имеющие гражданства, а также различные органы того или иного государства);
- субъективная сторона, которая имеет место быть только в том случае, если был подтвержден факт совершения преступления или проступка;
- объект (отношения, которые складываются в социуме и формируются благодаря сохранению конституционного строя нашей страны, федеративного устройства, защиты прав и свобод личности, а также благодаря определенной деятельности тех или иных государственных органов);
- объективная сторона (выражается в действиях или бездействии субъекта, которые в результате приводят к нарушению закона и норм, относящихся к конституционным правоотношениям).
Вообще, как и у любой ответственности, у конституционно-правовой ответственности тоже есть свои признаки, к которым относят:
- конституционно-правовая ответственность всегда устанавливается с помощью законодательства (к примеру, отдельные федеральные законы, связанные с регулированием местного самоуправления или законы, направленные на контролирование и регулирование формирования органов государства), а не при помощи Конституции нашей страны, поскольку в ней не содержится информация о каких-то определенных типах ответственности за конкретные нарушения;
- ответственность обычно устанавливается именно в особо тяжких формах, поскольку нарушаются основополагающие принципы российского государства (например, Уголовный кодекс РФ в главе 29 устанавливает ответственность за преступления, направленные на нарушение государственной безопасности в виде лишения свободы на 10 лет и более);
- конституционно-правовая ответственность наступает только в том случае, когда доказана виновность преступника.
Все существующие меры, которые используются при установлении конституционно-правовой ответственности, обычно связаны с использованием еще и других мер ответственности. Так, не сняв человека с должности Президента нашей страны, будет просто невозможно установить для него ответственность за совершенные им преступления. Но, например, уголовное преследование лица, являющегося депутатом, считается важным основанием для того, чтобы снять с него его имеющиеся депутатские полномочия и права, а это значит, что одинаковые действия могут рассматриваться по-разному.
Стоит отметить, что конституционно-правовая ответственность довольно сильно отличается от иных видов правовой ответственности. Главное различие между видами ответственности - это специфика тех санкций и мер, которые применяются в процессе установления ответственности за то или иное преступное деяние. Те меры, которые используются при установлении конституционно-правовой ответственности, обычно не связаны с личным пространством, свободой физических лиц, что характерно для многих уголовных санкций, административного ареста. К тому же, конституционно-правовые меры не посягают на имущественное положение физических лиц или каких-то отдельных организаций, в отличие от, например, финансовых санкций. Стоит отметить, что меры, используемые при установлении конституционно-правовой ответственности, способны ограничивать только политические права и свободы.
Виды конституционно-правовой ответственности
К видам конституционно-правовой ответственности можно отнести ответственность за нарушения:
- устоев конституционного строя нашей страны;
- прав личности на свободу выбора и свободную жизнь;
- прав, интересов и свобод личности в политической сфере;
- прав и свобод личности в социальной и экономической сфере общества;
- прав и свобод личности в культурной сфере общества.
К тому же, ответственность еще наступает и за нарушения, возникающие в процессе управления. довольно важным принципом при установлении ответственности за нарушение каких-то конституционных прав, различных интересов и свобод человека считается то, что контролирование и регулирование данного вида ответственности со стороны государства зависит от законодательства страны. Так, например, ответственность за нарушение избирательного права человека обычно наступает в соответствии с нормами уголовного или административного законодательства. В случае, если были нарушены какие-то трудовые права человека, то используется Трудовой кодекс и его нормы. А если были нарушены те или иные имущественные права человека, то применяется Гражданский кодекс и его нормы.
Вообще, само государство вполне способно самостоятельно нести ответственность в соответствии с конституционным правом. Такая ответственность была, например, возложена на действия воинских частей, которые в ходе учений повредили имущество граждан.
Согласно решению суда, выплаты виновным должностным лицам производятся казначейством (для этого Правительством Российской Федерации создан специальный фонд), но возможен регрессный иск государства (его органов) о возмещении виновником уплаченных казной сумм.
Итак, можно сделать вывод, что конституционно-правовая ответственность имеет общие черты и принципы с другими видами ответственности. Но в то же время конституционно-правовая ответственность считается уникальной по своей натуре, потому что использует иные методы, меры и способы регулирования отношений, которые не применяются при установлении других видов ответственности за какие-то конкретные преступления, проступки, правонарушения.