Классическая школа уголовного права является направлением в науке уголовного права, которое появилось в 18 столетии. Среди основополагающих положений, которые были выдвинуты сторонниками этой школы, можно называть признание уголовного закона единственным актом, способным устанавливать преступность деяний и определять их наказуемость. Помимо того, приверженцы данного течения провозглашали равенство всех членов общества перед законом вне зависимости от их привилегий и сословной принадлежности.
Основные представители и школы
Общим названием «классическая школа уголовного права» обозначают в литературе несколько самостоятельных школ, которые на независимых основах сформировались в различных европейских государствах.
Великобритания - первая страна, в которой начали складываться идеи, являющиеся характерными для классической школы. Самыми известными из числа их сторонников были:
- философ Дж. Локк;
- правовед – У. Блэкстон.
Локк являлся приверженцем концепта естественных человеческих прав, которые должны быть выражены в законодательных актах, издаваемых органами государства. Дж. Локк является автором утверждения о том, что лишь закон может быть мерилом дурного и хорошего, которое заложено в базис принципа уголовного права, обычно отображаемого формулой «nullum crimeu, null apoenasinelege», то есть «нет преступления - нет наказания»
Блэкстон не являлся сторонником концепта естественных прав, но в его работах также отмечается отражение идей классической школы, хоть они и обладали компромиссным характером, учитывая положения права феодализма.
Идеи классической школы были высказаны множеством французских и германских учёных. Во Франции они были оглашены просветителями и энциклопедистами, которые так же являлись сторонниками концепта естественного права. В Германии множество идей классической школы высказал Ансельм Фейербах.
В Италии сторонником подобных теорий был Чезаре Беккариа, являющийся самым видным и известным представителем классической школы уголовного права. Его труд «О преступлениях и наказаниях» 1764 года считается программным документом этого научного направления.
Согласно мнению Беккариа, преступление - нарушение общественного договора, а также естественных и божественных законов, но, он так же считал, что преступными могут считаться только те деяния, что запрещены законом.
Беккариа сформулировал принципы следущие принципы уголовного права:
- «наказание должно являться соразмерным преступлению, мерилом которого представляется фактический вред»;
- «любой гражданин может сделать все, что не противно законам, но за нарушение закона необходимо понести наказание».
Беккариа не соглашался с карательной сущностью наказания, полагая, что наказание необходимо для предупреждения совершения новых преступлений: специальному, то есть препятствование свершения новых преступлений самим осужденным лицом; и общему, то есть предупреждение свершения преступлений неким кругом лиц.
Беккариа формулировал принцип презумпции невиновности: «никто не может называться преступником, пока не будет вынесен обвинительный приговор». Также он писал о роли уголовного закона: «лишь законы могут учреждать наказание за преступления».
В России представителями этой школы были З. А. Горюшкин, И. Ф. Тимковский, В. Г. Кукольник и пр. Во второй пол. 19 — начале 20 века похожие мировоззрения возымели В. Д. Спасович, А. В. Лохвицкий, А. Ф. Кистяковский, Н. С. Таганцев и прочие.
Реакция на неспособность классической школы уголовного права разрешить проблемы, которые имеют тесную связь с быстротечным ростом преступности, стало формирование антропологической школы уголовного права, которая была выращена из идеологии Чезаре Ломброзо о прирождённых преступниках.
Сущность классической школы
Работы Беккариа, Бентама, Говарда, Фейербаха и их последователей оформили классическую направленность уголовного права. В границах данной школы получили развитие криминологические идеи, которые органическим образом связывались с уголовным правом.
Главнейшие идеи классической школы уголовного права были сведены к следующему:
- человек - это носитель свободной воли, и преступление является результатом его произвольного выбора; в силу того, что лицо, имея нравственную свободу, выбирает зло, оно обязано понести наказание за собственный выбор;
- процесс по принятию решения о свершении преступления обладает исключительно рациональным характером. Человек свершает преступление только в случае, если считает полезным его для себя после установления на весы всех «pro» и «contra»;
- увеличивая наказание, общество делает преступления наименее привлекательными, что помогает сдерживать людей от их свершения;
- искусство законодателя и его гуманность заключены в том, чтобы ужесточение наказания сводилось не по принципу "чем больше, тем лучше", а по принципу "ужесточать только настолько, чтобы делать преступление непривлекательным".
Ученым из классической школы приходилось выдерживать большой поток критики. Представители классической школы частенько упрекались в том, что они упускали из поля зрения преступную личность. Э. Ферри отмечал: "Для криминалистов, судей и законодателей область правосудия включает в себя следующие моменты: преступление, суд и наказание. Классическая школа не понимает преступника, который между этим и есть начало и вместе с тем итоговой целью деятельности общественной обороны от преступности".
Этот упрек вряд ли можно считать обоснованным. Концепт преступника у них являлся несколько схематичным и упрощенным, чрезмерно рационалистичным, с гипертрофированным "принципом пользы". Но в этом их не стоит упрекать — они вели работу на уровне развития философской и психологической мысли того периода времени. Только в 20 столетии психологи устанавливали, что характерная черта человека: думать об одном, говорить о другом, а поступать вопреки всему иначе.