Расслоение в обществе в XIV веке
В 14 веке в Германии наблюдался значительный экономический рост, который привел к усилению роли великих князей, олицетворявших власть. В это же время дворянство разделилось: одни дворяне поднялись до положения князей, а другие сравнялись с низшим дворянством.
В положении духовенства также можно было наблюдать значительные изменения. Так в верхушку этого сословия входили епископы, архиепископы и аббаты. Иными словами, к верхнему духовенству принадлежали лица, владеющие землей и большим количеством зависимых крестьян. Низшее духовенства было представлено сельскими и городскими священниками.
Расслоение также можно было наблюдать и у городского населения, где верхние слои, называемые патрициатом, занимали все руководящие должности в городской администрации, а средний слой (бюргеры) и плебейская часть населения (подмастерья, поденщики, пролетарии) находились у них в подчинении.
В худшем положении оказалось немецкое крестьянство. Интенсификация товарно-денежного развития страны вызвала рост потребностей феодалов и привела к дальнейшему ужесточению форм феодальной эксплуатации.
Отметим, что особенностями классовой структуры Германии были ее дифференциация и отсутствие единства в стране.
Особенности Германии этого периода
Главной особенностью политического развития было усиление феодальной раздробленности вследствие разделения князей. Реальная власть в Германии была признана за правлением, состоящим из семи выборщиков (курфюрстов), а император не имел реальной власти, то есть эффективных имперских исполнительных органов, финансов. Также у него не было постоянных войск, не было императорского двора. Было заранее предусмотрено, что каждый император на выборах должен был признать, что он согласен на установленные условия, хотя они и ограничивали его власть. Эти условия с XVI века существовали под названием "избирательная капитуляция" и оставались в практике выборов германских императоров до конца XVIII века. Курфюрсты, не заинтересованные в существовании мощной централизованной власти, стремились избрать на императорский трон экономически и политически слабых феодалов.
Города играли значительную роль в жизни Германии, а правовой статус города определял объем его независимости. Немецкие города были трех типов:
- вольные;
- имперские, то есть прямые вассалы короля;
- княжеские, где люди должны повиноваться князю, на чьей территории они проживают.
К концу XV века более 80 городов обрели политическую свободу и стали самоуправляющимися единицами.
Законодательную власть в городах осуществляет Совет, состоящий из комиссий по отраслям муниципального хозяйства. Исполнительная власть - это магистрат, возглавляемый одним или несколькими бургомистрами. Члены правления и мэры работали бесплатно. В большинстве случаев реальную власть в городе имел городской патриций, который влиял на избрание городского совета и членов городского магистрата в своих интересах. Это возмущало городское население и приводило к восстаниям ремесленников в XIV веке. Восстания часто заканчивались компромиссом между патрициями и верхушкой Гильдии, который заключался в том, что либо ремесленники входили в состав советов, либо образовывали Специальную коллегию, состоящую из прежнего совета.
В то же время были сформированы организации ландтагов (собрания местных органов власти), представляющих духовенство, дворянство и граждан трех независимых Кюри. В некоторых землях на этих собраниях присутствовали также представители свободного крестьянства. Члены комиссии, заседающие в ландтагах, получали инструкции от своих избирателей, которые имели обязательную силу; если в инструкциях не указывалось, как решить вопрос, члены комиссии обращались к своим избирателям.
Деятельность ландтагов включала в себя:
- избрание местного суверена в случае исчезновения правящей династии; осуществление некоторых внешнеполитических функций;
- решение вопросов в церковной, полицейской и военной сфере.
Посредством формирования княжеских советов или назначения высших должностных лиц государство могло участвовать в управлении страной.
Созданный в 1495 году, Императорский суд способствовал принятию римского права в стране и его эффективному применению в судебной практике. Судебную систему этого периода можно было представить следующим образом:
- льежские (феодальные) суды, которые создавались в поместьях помещиков. Первоначально сеньор имел право судить только своих крепостных, затем это распространилось на все население, проживающее в Сеньории. С усилением княжеской власти был образован Верховный суд;
- церковные суды, чья юрисдикция распространяется, с одной стороны, на определенные категории людей (духовенство и некоторые категории секретных мест), а с другой – на определенный круг дел (браки, завещания и т. д.);
- городские суды. В некоторых городах структура городских судов отличается. В одних суд производился судьей и заседателями, в других – городским советом. В большинстве городов судьи выбираются городским сообществом.
Однако наличие общих структур не обеспечивало единства империи. В каждом немецком государстве формировались свои поместья, постепенно превращаясь в закрытые корпорации. Положение крестьянского населения в Германии XIV века в целом несколько улучшилось, но в разных частях страны оно было различным. Так, например, в восточных землях крестьяне находились в наиболее благоприятных условиях: они получали землю и личную свободу, за что платили не очень большие фиксированные платежи феодалам. На Севере, в Саксонии, крестьяне освобождались без земли и могли взять ее в аренду, а на юге и юго-западе Германии крестьяне владели небольшими участками, и крепостное право заменялось денежной рентой.