Что такое исключительные права?
Исключительное право — это комплекс прав, принадлежащих правообладателю (физическому либо юридическому лицу), на использование результатов интеллектуальной деятельности или инструмента индивидуализации по собственному усмотрению, любым разрешенным на законодательном уровне методом, а также запрещение или разрешение использования этих результатов третьими лицами.
Физическое или юридическое лицо, которые обладают исключительными правами, имеют право использовать полученный результат или средство индивидуализации абсолютно любым методом, который не противоречит действующему законодательству. Также правообладатель имеет право распоряжения таким правом, если на законодательном уровне не предусмотрено иное. Таким образом, правообладатель имеет право как запрещать, так и разрешать использовать результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, которые ему принадлежат. В данном случае отсутствие запрета нельзя рассматривать в качестве разрешения. Таким образом, третьи лица не имеют права использовать результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без обязательного согласия правообладателя, кроме случаев, которые предусмотрены на законодательном уровне. Использование таких результатов и средств без согласия их правообладателя считается правонарушением, за совершение которого предусмотрена соответствующая ответственность.
Следует отметить, что существуют случаи, когда исключительные права на результаты деятельности интеллектуальной направленности или средства индивидуализации принадлежат сразу нескольким лицам. В таком случае использовать их можно по соглашению всех правообладателей, т.е. взаимоотношения лиц, которым принадлежат исключительные права, регламентируются соответствующим соглашением между ними. В большинстве случае распоряжение исключительными правами реализуется всеми правообладателя совместно. При этом доходы, получаемые от совместного использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, в обязательном порядке распределяются между всеми правообладателями в равных долях, кроме случаев, когда соответствующим соглашением предусмотрено другое. [/Замечание]
Исключительные права на средства индивидуализации товаров и их производителей
Исключительные права на средства индивидуализации товаров и их производителей рассмотрим на примере права на наименование фирмы.
Правом на фирменное наименование необходимо в соответствии с действующим законодательством рассматривать как исключительное право на использование своего фирменного наименования на территории РФ любым методом, который не противоречит действующему законодательству.
Следует отметить, что исключительное право на фирменное наименование возникает у юридического лица лишь непосредственно с момента его государственной регистрации в качестве такого участника имущественного оборота.
Предоставление подобной монополии юридического характера в отношении всех видов коммерческой деятельности на сегодняшний день все же рассматривается как несправедливое ущемление интересов прочих участников имущественного оборота. В связи с этим на законодательном уровне запрещено использование наименования компании одним юридическим лицом, тождественного фирменному наименованию другой компании (а также сходного с ними до уровня смешения), исключительно в случае, если такие компании осуществляют деятельность в одной сфере.
Таким образом, схожие фирменные название могут использовать компании, которые осуществляют различные виды деятельности, например, бутик модной одежды и компания, занимающаяся организацией мероприятий. Прежде всего, это обусловлено тем, что в данном случае не нарушается принцип исключительности, а, во-вторых, партнеры или клиенты таких компаний не могут быть введены в заблуждение, так как данные компании выступают участниками абсолютно разных товарных рынков.
Наличие подобного права на наименование фирмы подразумевает не только невозможность использования аналогичного (или сходного до степени смешения) фирменного наименования другой компанией, но и наличие некоторых значительных ограничений в отношении прочих индивидуализации различного рода, тождественных или сходных с внесенным ранее в соответствующий государственный реестр фирменным наименованием. Таким образом, согласно ст. 1483 Гражданского Кодекса РФ в отношении однородных товаров или услуг запрещена регистрация в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в РФ фирменным наименованием.
Следует отметить, что непосредственно правообладатель имеет право использовать фирменное наименование или некоторые его составляющие в принадлежащем ему товарном знаке, при этом в данном случае необходимо признать возникновение нескольких различных исключительных прав, а именно: права на фирму и право на товарный знак. Прежде всего это подразумевает независимость охраны фирмы от охраны товарного знака. Правообладатель в подобной ситуации имеет право распорядиться принадлежащим ему правом на товарный знак, сохранив при этом за собой право только на фирму. Однако, при отчуждении права на товарный знак лицо, наделенное исключительными права, в обязательном порядке должно принять на себя обязательство в полной мере воздерживаться от конкуренции с приобретателем такого права на товарный знак в области его использования. В иное случае, правообладатель мог бы использовать собственное фирменное наименование на соответствующих товарах или услуг, что могло бы рассматриваться в рамках гражданских споров в форме бы недобросовестной конкуренции, которая нарушает существующее антимонопольное законодательство.
Подобные правила также установлены на законодательном уровне для регулирования прав на фирменное наименование и прав на так называемое коммерческое обозначение.