Виды информационных прав
Большинство нормативно-правовых актов, действовавших ранее и продолжающих действовать сегодня содержат ряд субъектов информационного права, которые выступают участниками информационных правоотношений.
В данной системе существуют такие термины, как: оператор информационной системы, обладатель информации, получатель документов, производитель документов. В авторском праве используют такое понятие, как: изготовитель или автор фонограммы, аудиовизуального произведения и исполнитель. Закон о библиотечном деле использует такое понятие, как пользователь. Закон о рекламе содержит понятие - потребитель рекламы.
В данном многообразии терминов необходимо отыскать теоретические методы подхода к определению состава информационных правоотношений и информационного права.
Существует три большие группы субъектов, не зависящие от нормативного наименования:
- Создатели или производители информации. Суть данной группы состоит в получении субъектами новых знаний, неизвестных ранее, и делиться ими с другими.
- Авторы или собственники информации;
- Потребители информации - лица, которые используют информацию и преобразовывают ее.
Очень часто создатели информации и потребители не могут найти друг друга, поэтому появляется третий субъект, с возникновением которого ситуация изменяется. Он помогает субъектам найти друг друга, так же, как и стать владельцем информации, создателем которой он не являлся.
Создатели или производители информации – это субъекты, которые посредством своей интеллектуальной деятельности создают первичную, а иногда и производную информацию. Например, авторы, которые создают творческую продукцию. К ним относятся лица, признанные авторами, согласно авторскому праву, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, которые не претендуют на авторские права произведений.
Собственники или обладатели информацией – это лица, выступающие посредниками между потребителями и производителями информации. Они приобретают исключительные права, которые распространяются на распространение и передачу информации, а также гарантируют конечному потребителю доведение до него созданной информации.
Потребителями являются лица, которые нуждаются в определенной информации. Они производят поиск, в итоге получают необходимую информацию, тем самым удовлетворяя разного рода потребности.
Юридические и физические лица
В информационное право в качестве субъектов, кроме коллективных образований, физических лиц, входят также и публично-правовые образования, такие как:
- Государство – Российская Федерация (РФ);
- субъекты РФ;
- органы местного самоуправления.
Выше перечисленные образования не принимают непосредственного участия ни в каких отношениях, кроме межгосударственных и конституционных. Однако, руководствуясь статьей 125, они принимают участие в качестве уполномоченных органов. Это органы местного самоуправления или органы государственной власти.
Физическое лицо – это индивидуальный участник отношений или индивид. Участник информационных отношений: граждане, иностранные граждане, лица без гражданства.
В статье 62 Уголовного Кодекса Российской Федерации прописано, что иностранным гражданам и лицам без гражданства положены те же права, и они наделены теми же обязанностями, что и граждане РФ. Исключения составляют случаи, прописанные в международных договорах.
Правоспособность
Граждане РФ наделены большим объемом правоспособности, чем другие категории лиц, пребывающих на территории государства.
Правоспособностью в информационной сфере владеют все граждане. Она не зависит от расовой принадлежности, пола, национальной принадлежности, возраста, происхождения и вероисповедания.
Дееспособность наступает в возрасте 18 лет, нарастание дееспособности происходит постепенно, с 14 до 18 лет. Сделки и договора с программными продуктами совершаются исключительно с согласия родителей или законных представителей (опекуны и попечители).
Много вопросов возникает в процессе касаемо идентификации субъектов. Основной вопрос состоит в привязке и персонификации лица и компьютера. Однако пока он не решен, рассматриваются вопросы в сфере участия в информационных отношениях.
Физические лица характеризуются как субъекты, которые обладают именем, отчеством и фамилией (все зависит от национальных особенностей). Имя является средством идентификации физического лица. Физическое лицо, имеет право потребовать использование своего имени без искажений; имя можно использовать в качестве товарного знака, а также вносить его в уставный капитал, как вклад. Наличие полных совпадений (тезки), во внимание не берется, поэтому используют дополнительно место и дату рождения.
Гарантии информационных прав
Выделяют четыре вида гарантий информационных прав граждан:
- Политика государства в сфере информатизации.
- Подходящие условия для предотвращения способов психологического программирования, закон «О СМИ» содержит запрет на подобное, как 25 кадр.
- Государственные стандарты в области образования.
- Надлежащие школьные программы, содержащие единообразные информационные ресурсы для школьников. Программы для школьников проверяются на чистоту информации, во избежание вредоносного умысла.
Среди физических лиц всегда есть особенные субъекты.
Специальный субъект – субъект, обладающий статусом физического лица, но дополнительно имеющий статус по отношению к физическому лицу.
Отсюда и выходит все многообразие субъектов, это: пользователи библиотек, создатели документов, лица, допущенные к государственной тайне. Вступая в различные правоотношения, они выступают не просто как физическое лицо или гражданин, а дополняются или даже меняются в статусе. Например, журналист – это такое же физическое лицо, но при этом также обладающее дополнительными правами и обязанностями.