Общая характеристика
Реализация информационных прав - это процесс практического воплощения в жизнь субъектами информационного права правил поведения, которые содержатся в нормах предписаний.
Реализация информационных прав представлена правомерной деятельностью (поведением) субъектов информационных правоотношений, которая не противоречит требованиям, установленным нормами информационного права, и выражается в создании и использовании прописанных законодательством прав и выполнении обязанностей, которые им предусмотрены.
Формы реализации информационного права
Выделяют четыре формы реализации информационного права:
- соблюдение;
- применение;
- исполнение;
- использование.
Соблюдение информационного права заключается в добровольном принятии субъектами правоотношений требований информационно-правового законодательства. Содержание данной формы заключается в воздержании субъектов от совершения запрещенных действий.
Применение норм информационного права специальными субъектами информационной деятельности выражается в публикации должностным лицом специальных юридических актов, которые основываются на требованиях процессуальных или материальных норм. Главные требования к применению норм информационного права это:
- законность;
- обоснованность;
- целесообразность.
Исполнение норм информационного права является четким следованием участниками контролируемых управленческих отношений юридическим запретам, предписаниям, дозволениям, содержащимся в них:
- Применение норм информационного права воплощается в добровольном свершении правомерных действий субъектами права, которые связаны с исполнением субъективных прав в информационной сфере.
- Применение норм информационного права разнится с их соблюдением, исполнением и использованием целым рядом определенных критериев:
- Применение норм информационного права представлено как организующая доминантная деятельность его субъектов, согласно которой налаживается общественная жизнь путем установления четких организационных начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений.
- Применение информационных прав осуществляется только в рамках определенных правовых отношений, именующихся как правоприменительные. Положение участников правовой сферы в данных правоотношениях отличается друг от друга. Субъект правоприменения играет наиболее активную роль и обладает государственно-властными полномочиями - это должностные лица органов исполнительной власти.
- Правоприменительные действия осуществляются исключительно в формах, которые устанавливаются законодательством.
- Применение информационных прав сопровождается вынесением акта применения права, исходящего от субъекта право-применения. Важное место принадлежит толкованию информационно-правовых норм в отношении деятельности субъектов по установлению их содержания и раскрытию государственной воли, которую они выражают. К ним относятся акты органов прокуратуры, судебных органов, законодательных и исполнительных.
Области и уровни реализации информационных прав
Законодательство, являясь правовой категорией, имеет не совсем четкое определение. Чаще его характеризуют как комплекс норм, которые регулируют общественные отношения в определенных областях. Однако существует проблема в разграничении нормативно - правовых актов, которые формируют законодательство. Сюда входят как законы субъектов, так и нормативно-правовые акты подзаконного уровня, которые издаются с целью реализации и обеспечения государственных законов.
Данная проблема затрагивает такой термин, как «информационное законодательство», а также правильное его понимание. В информационном законодательстве нужно разделять его уровни: конституционный, государственных законов, постановлений Правительства, указов Президента, законов субъектов, нормативных актов субъектов.
На более низком уровне нормативно-правового регулирования в сфере информационных отношений находятся акты государственных органов исполнительной власти и подобных органов субъектов, общие нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. Области применения определяются согласно юридической силе и наполнением нормативно - правовых норм и актов, которые формируют их. Выделение областей в информационном законодательстве происходит с помощью применения двух критериев:
Первый критерий взаимосвязан с реализацией функции информирования, что значит доведение до сведения правоприменителей и исполнителей информации о всей системе правовых норм не только регулирующих информационные отношения, но и информирование всего общества о положении правовой информации. В данной области нет рамок и границ при выборе сферы использования и применения функции информирования различных пользователей.
Второй критерий опирается на функцию запуска в действующее состояние механизмов именно той части нормативно-правовых актов, которые регулируют сферу информационных отношений. Проблема состоит не только в информировании о наличии правовой платформы в данной области, но также в достижении запрограммированного результата, то есть влияние на ход процесса развития информационной инфраструктуры и использование ее в конкретных целях.
Эта сторона информационного права является системообразующей для оценки тенденций его развития и состояния. Именно поэтому важно предвидеть классификацию всего набора нормативно-правового материала по формам и уровням правовых актов, юридической силе некоторых правовых норм - это присуще каждой отрасли права. Также необходимо правильно позиционировать распространение функционального влияния на регулирование информационной деятельностью в системе государственной власти, социальной, экономической и других сферах информационного обеспечения. В этом случае нужно определить различие в целях использования информационно-технологического потенциала, беря во внимание сферы деятельности законодательной, судебной и исполнительной власти государства.