Международный характер информационного права
Правовое регулирование информационных отношений характеризуется международной составляющей. Это определяет создание большого числа разных межнациональных правовых норм.
Федеральным законом № 37-ФЗ от 30 марта 1995 года Российская Федерация ратифицировала «О ратификации Устава и Конвенции Международного союза электросвязи», Конвенцию Международного союза электросвязи (от 22 декабря 1992 года). Под определение электросвязи подпадает осуществление связи с помощью разных телекоммуникационных сетей и сети Интернет.
Устав Международного союза электросвязи раскрывает положения:
- В обязанности государства входит обеспечение передачи сообщений при использовании международной службы общественной корреспонденции от населения с предоставлением по каждой ее отдельной категории одинаковых тарифов, условий обслуживания и гарантий, исключающих предоставление каких-либо предпочтений или приоритетов (ст. 33).
- Государство может прервать частную электросвязь, которая несет угрозу безопасности страны, противоречит ее законам, правилам приличия или общественному порядку (ст. 34).
- Государство вправе прекратить службу международной электросвязи полностью или для отдельных видов связи, или корреспонденцией с незамедлительным уведомлением иных членов Союза международной электросвязи (ст. 35).
- Никакая ответственность относительно пользования службами международной электросвязи не принимается, в частности относительно возмещения убытков (ст. 36).
- Для сохранения тайны международных отношений принимаются меры, с резервированием для страны права передавать данные сообщения властям для исполнения международных соглашений или внутреннего законодательства.
Все перечисленные положения являются основными при рассмотрении статуса общедоступных сетей связи, в том числе сети Интернет.
Отдельные международные соглашения предусматривают информационный обмен, осуществляемый путем передачи данных:
- Соглашение об обмене экономической информацией (СНГ, 26 июня 1992 г.);
- Соглашение о межгосударственном обмене научно-технической информацией (21 октября 1994 г.);
- Конвенция о сотрудничестве в области культуры, образования, науки и информации в Черноморском регионе (Стамбул, 6 марта 1993 г.) и др.
- Правовое обеспечение информационной политики в государстве реализуется благодаря информационному праву. Международное сообщество акцентирует внимание на развитие в информационной сфере отдельных государств, что позволит осуществить информационную безопасность личности, общества, отдельных стран, а также позволит усовершенствовать внутригосударственное законодательство.
Окинавская хартия глобального информационного общества
Окинавская хартия глобального информационного общества – международный акт, определяющий правовое регулирование и политику процессов информатизации, процесс расширения информационной наполненности и доступности сети Интернет. Окинавская хартия была принята 22 июля 2000 года. Участники договора подтвердили приверженность принципу участия в международном информационном процессе: все люди без исключения и повсеместно должны иметь возможность использовать преимущества глобального информационного общества.
Хартия является основным нормативно-правовым актом, который регулирует общественные взаимоотношения в сфере формирования информационного общества. Взаимодействие ЮНЕСКО с Евросоюзом предусматривает передачу новейших технологий, исследование рынков информационных продуктов и услуг, распространения знаний об информационной среде в целях стабильного развития, создания электронных сетей в правительстве для более эффективного управления.
Окинавская хартия провозглашает принципы:
- содействия развитию в телекоммуникационной среде конкуренции;
- защиты прав на информационные технологии интеллектуальной собственности;
- развития трансграничной электронной торговли (в рамках Всемирной торговой организации);
- развития механизма защиты личной и частной жизни потребителя;
- электронной подписи, электронной идентификации, криптографии и иных средств обеспечения достоверности и безопасности операций.
В Хартии выделен целый ряд угроз становлению и развитию информационного общества: информационные злоупотребления, угрожающие целостности сети, компьютерная преступность; международный разрыв в сфере информации и знаний; защиты права на интеллектуальную собственность и авторского права; технологические возможности отдельных стран и регионов; защиты частной жизни потребителя, в том числе при обработке личных данных; разница во владении информационными навыками; безопасность информационных систем.
Для разрешения возможных проблем и достижения поставленных целей нужны эффективные международные и национальные стратегии. Хартия выступает неким призывом к ликвидации международного разрыва в области информации. Только эффективное партнерство, совместное политическое сотрудничество могут стать ключевым моментом для развития информационного общества.
Тунисская программа для информационного общества
В ноябре 2005 года в Тунисе прошел очередной этап Всемирной встречи на высшем уровне по проблемам информационного общества. Основной целью встречи являлось обсуждение проблемы цифрового неравенства, содействие использованию потенциала информационно-коммуникационных технологий для социально-экономического развития в разных странах мира.
Важнейшим фактором становления информационного общества является обеспечение доступа к новейшим информационным технологиям, повышения безопасности и доверия при использовании ИКТ. Информационные технологии позволяют значительному количеству людей принимать участие в расширении баз данных и знаний, работать с информацией, содействовать накоплению знаний в различных сферах человеческой деятельности.