Государства Древнего Востока
Восток в древности был представлен рядом крупных цивилизаций, которые образовывались на рубеже 4—3 тыс. до н.э. Причины появления государственности на Древнем Востоке объясняются с научной точки зрения. Высокая среднегодовая температура + 21 градус, долины рек: Тигра, Евфрата, Нила, Ганга, Инда, Хуанхэ, Янцзы позволили заниматься сельским хозяйством простыми орудиями труда. Реки и их притоки послужили замечательными транспортными магистралями, обеспечивающими передвижение населения и товаров. Все это привело к накоплению избыточного продукта и усложнению общественной формации.
В обществах Древнего Востока, проявились характерные политические и социальные структуры. Для них были свойственны такие черты, как:
- религиозность;
- патриархальность;
- коллективизм;
- общинность;
- традиционность;
- богатый национальный состав.
На рубеже 1 тысячелетия до н.э. на Древнем Востоке произошел кардинальный перелом и переход от городов государств к удельным государствам. Из разрозненных государств впоследствии образовывались империи. Власть контролировала разбросанное простейшее производство и выступала организатором всех крупных общественных работ (постройка дорог, дамб, культовых сооружений, сложная ирригация и т.д.). Осуществление работы в границах огромной империи требовала максимальной концентрации власти в одних руках, постепенно наделяя правителя почти неограниченными полномочиями деспота.
Когда заходит разговор о «деспотии», под ней подразумевают политический режим с некоторыми характеристиками:
- абсолютная наследственная монархия, в которой монарх выступает высшей судебной и законодательной властью;
- объединение церковной и светской власти с последующим «обожествлением» правителя;
- централизованное государство с тотальным контролем за жизнью и деятельностью подданных, с многочисленным бюрократическим аппаратом;
- идеология, в которой человек является лишь элементом в сложном механизме, а значит, обязан следовать древним традициям.
В своем развитии, древние государства Востока следовали общей канве всех развивающихся стран, от племен и племенных групп, через города-государства к удельным царствам, а затем к относительно централизованным империям.
Расширение стран происходило за счет завоевания и ассимиляции территорий менее сильных соседей. Госаппарат в «деспотиях» был весьма многочисленным и бюрократизированным. Являясь орудием угнетения и контроля, они выполняли и положительные функции, являясь центром управления в случае проведения сложных работ, а также регулированием разрозненного простого общинного производства. В некоторых государствах Древнего Востока, власть монарха могли ограничивать.
Для всего общества Древнего Востока были характерны низкие темпы исторического прогресса. Отсутствие врагов после образования империи, консервировало все общественные механизмы. Все кардинальные социальные изменения были связаны с природными катаклизмами. Жизнь обычного человека представляла собой замкнутый круг, напрямую связанный с циклом проведения сельскохозяйственных работ. Основная угроза стабильности древних империй была связана с борьбой за власть.
Древневосточная правовая традиция
На Древнем Востоке любое регулирование общественных отношений исходило не от осознания его необходимости, а представляло собой лишь прописанные нормы религии, нравственности и традиций.
Древний Восток - первый регион во всей мировой истории, где произошло появление первых письменных источников права. Однако, они не являются в чистом виде юридическими памятниками. Они могли содержать кроме правовых норм и иную информацию: о военных походах, о правящей династии, значительных исторических реформах, событиях, религиозном и идеологическом обосновании и характеристики принципов правления и т.д.
Для права Древнего Востока характерны следующие черты и признаки:
- Обычное право. Главным авторитетным источником общественного права, для большинства оставались обычаи, которые, являясь продуктом общего творчества, могли не записывались, а храниться в устной традиции.
- Влияние религии. Право Древнего Востока представляет в первую очередь интерес как компиляция правовых систем, которые пребывают в прямой взаимосвязи с религиозными верованиями и культурой древнего времени.
- Сословное право. Определяло социальное неравенство, проявляющееся, прежде всего, в бесправном положении рабов. Раб на Востоке выступал только в качестве имущества и в таком качестве рассматривался действующим правом.
- Патриархальное право. Общие черты были сформированы под значительным влиянием социальной формы в виде большой патриархальной семьи, где главой семейство являлся отец-защитник, а все остальные были в униженном положении.
- Юридическая ответственность выражала уголовный характер.
- В основе правовой системы находилась община. В правовых системах, которые образуются в неспешно трансформирующихся обществах, были ярко выражены и нормы раннего строя, предусматривающие коллективную ответственность членов семьи, членов соседской общины за совершенные одним из них проступки, самосуд, кровную месть, талион.
Развитие правовой системы
Первоначальные памятники права закрепляли в основном установившуюся судебную практику, самые распространенные обычаи. По этим памятникам можно увидеть, как старинные обычаи впитывали новое содержание.
Появление профессиональных, сословных, имущественных и других различий привело к извращению в нормах права Древнего Востока идеи первобытнообщинного строя о равном воздаянии.
Построение судебной системы шло двумя путями: формирование простых по устройству, местных, доступных для жителей судов, имеющих упрощенную форму судопроизводства и рассматривающих дела по малой и средней тяжести правонарушениям; создание судов для рассмотрения сложных по тяжким преступлениям дел.
Всякое судопроизводство базировалось на установленном порядке сбора, оценки и закрепления доказательств, поэтому любые изменения в данном порядке вели к изменению в устройстве форм процесса и суда.