Конституционные поправки в США (XX в.)
Соединенные Штаты — это федеративная республика с сильной центральной властью и относительной самостоятельностью субъектов федерации.
Конституционный строй США в Новейшее время был заложен конституцией 1787 г. Президент Франклин Делано Рузвельт указывал, что Конституция США является очень практичной, ее можно приспосабливать к чрезвычайным нуждам государства посредством изменений методов и акцентов применения без утраты существенной формы. Конституция является юридически стабильным документом, что обусловлено наличием института поправок.
Основные конституционные новеллы (поправки) XX в.:
- 1913 г. — введение прямых выборов сенаторов федерального Конгресса населением штатов;
- 1919 г. — введение «сухого закона» (это обусловило появление мафиозных структур в алкогольном бизнесе), поправка была отменена в 1933 г.;
- 1920 г. — признание неконституционными ограничения по признаку пола в избирательных правах;
- 1933 г. — новые сроки начала первой сессии вновь избранного Конгресса;
- 1951 г. — ограничение пребывания одного и того же лица на посту президента двумя сроками;
- 1961 г. — жители федерального округа Колумбия получили право участия в выборах президента;
- 1964 г. — ограничения избирательных прав граждан из-за неуплаты налогов объявлены неконституционными;
- 1967 г. — установлен порядок преемственности поста президента в случае отсрочки, импичмента или смерти;
- 1971 г. — снижен возрастной ценз избирателей до 18 лет;
- 1992 г. — закон об увеличении вознаграждения конгрессменов вступает в законную силу только после проведения следующих парламентских выборов.
Государственность США в XX-XXI вв.
Государственный строй США в XX-XXI вв. эволюционировал, что привело к расширению президентских полномочий вне конституционных рамок, созданию устойчивой двухпартийной системы, реализации конгрессом функций, которые не были востребованы им изначально.
На современном этапе развития левоцентристские демократы называют себя «партией реформ». Они предлагают широкие социальные нововведения. Президенты-демократы Новейшей правовой истории Соединенных Штатов: В. Вильсон, Г. Трумэн, Ф. Д. Рузвельт, У. Дж. Клинтон, Д. Ф. Кеннеди.
Консервативные республиканцы являются сторонниками децентрализации, защищают интересы крупного и мелкого регионального бизнеса. Президенты-республиканцы: Т. Рузвельт, Р. Никсон, Д. Эйзенхауэр, Джордж Буш, Джордж Буш-младший.
С момента своего создания обе партии находятся у власти попеременно. Помимо двух основных партий в стране зарегистрированы менее крупные партии: социал-демократы, Международная партия «зеленых», коммунистическая партия, социалистическая трудовая партия и др. (всего более 80 партий). Двухпартийная система юридически предполагает партийный плюрализм. Для того, чтобы избежать нарушений принципа партийного плюрализма в 1950 г. федеральный конгресс принял антикоммунистический закон Маккарена-Вуда (закон «О внутренней безопасности»).
В XX веке множество фактических изменений претерпел институт президентства. В период «Великой депрессии» (мировой экономический кризис 1929-34 гг.) у власти находился Рузвельт, который инициировал принятие Конгрессом трех ключевых законов:
- Закон о банковской деятельности — запрет на вывоз золота из страны, принудительная сдача золотовалютных запасов на сумму свыше 100 долларов;
- Закон о регулировании сельского хозяйства — закон о компенсации фермерам мероприятий по искусственному сокращению посевных площадей;
- Закон о восстановлении промышленности — на его базе было принято около 500 «кодексов честной конкуренции», нормативных актов, регулировавших в разных отраслях промышленности оплату труда, продолжительность рабочего времени.
В период с 1933 по 1944 гг. по инициативе Президента было принято около 4 тыс. законов, а по инициативе Конгресса — около 4,6 тыс. Исполнительная власть взяла на себя законодательную функцию, что противоречило Конституции США.
В 1950-е гг. — период становления государства благоденствия. Более половины американцев по уровню доходов стали средним классом. Став «обществом потребления», страна утратила динамизм в развитии, к концу 1950-х гг. США по темпам развития стали отставать от Японии и стран Западной Европы.
В 1980-х гг. администрация Президента Р. Рейгана осуществила крупнейшую для мирного времени программу перевооружения. Армия получила новейшее перевооружение, началась работа по созданию противоракетной обороны США с элементами космического базирования.
Расширение полномочий исполнительной власти в начале XXI века оттеснило на вторые роли конгресс. Конгресс приобрел вид парламента-преобразователя с эффективной системой комиссий, комитетов, преобразующих разного рода инициативы и предложения и в законы.
Церковь и политика в США в XX-XXI вв.
Соединенные Штаты являются уникальной страной с точки зрения взаимодействия политики и религии. Все развитие политической системы неразрывно связано с религиозными факторами. Государство заселялось в период массовых религиозных брожений в Европе. До принятия Конституции большая часть колоний придерживалась жесткой религиозной диктатуры.
XX век отмечен значительным наплывом в страну эмигрантов разных религиозных течений, что вызвало недовольство американцев. Соперничество между католиками и протестантами приобрело острую форму. Это противоборство отразилось и на политическом спектре:
- протестантские деноминации стали проигрывать по численности католическому населению;
- политики-католики имеют меньше шансов завоевать голоса избирателей-протестантов;
- протестантство как течение предполагает большую политическую и социальную активность, чем католицизм.
Конец XX века отмечен новыми тенденциями: помимо традиционной поддержки католиков демократами, а протестантов республиканцами, более верующее население голосует за республиканцев, а менее — за представителей демократов. Результаты выборов 2004 года показали, что за Буша-младшего и, соответственно, Республиканскую партию, голосовали штаты с высоким уровнем религиозности, а за Керри (Демократическая партия) — с низким уровнем.
Помимо основных течений христианства (католицизма и протестантства) в основе американской религии лежит вера в особого покровителя Америки, Бога — защитника американских стандартов свободы и права, помогавшему создать Декларацию независимости и Конституцию США. На политической арене государства практически нет политиков-атеистов, они никогда не занимают выборные должности.
В начале XXI века в США отмечается усиление религиозности, что в значительной степени было обусловлено терактом 11 сентября 2001 года. Одним из приоритетных направлений политики государства стала борьба с международными террористическими организациями.