Государственное регулирование инвестиций: задачи и содержание
Основная задача государственного регулирования экономики – обеспечение ее сбалансированного, наиболее эффективного развития. Большое значение в этом процессе играют инвестиции, поэтому в государственном регулировании особое место занимает регулирование инвестиционных процессов. Объекты социального назначения (образовательные учреждения, учреждения здравоохранения и т.д.) нуждаются в инвестициях, а для инвесторов вложение в них является, как правило, делом убыточным. Поэтому государство стремится заинтересовать инвесторов для работы в данной сфере.
Государственное регулирование осуществляется органами государственной власти РФ и органами ее субъектов и имеет два направления деятельности:
- создание наиболее благоприятных условий для создания, развития и совершенствования инвестиционных процессов;
- непосредственное участие государства и государственных органов в инвестиционной деятельности.
Субъектам инвестиционной деятельности со стороны государства гарантированы: гласность в обсуждении вопросов инвестиционных проектов; обеспечение равных прав; защита капитальных вложений; право на обжалование в суде действий и решений должностных лиц органов государственной власти.
Создание благоприятных условий для инвестирования возможно при совершенствовании элементов экономических механизмов и экономической системы, наиболее тесно связанных с инвестиционной деятельностью:
- механизмов начисления;
- налоговой системы;
- механизмов использования амортизации;
- системы привлечения средств населения;
- механизмов финансового лизинга, информационных систем, антимонопольной деятельности.
Эффективное регулирование инвестиционной деятельности возможно только при условии создания отдельных правовых норм. Посредством права в инвестиционной деятельности определяется нормативная база, статус участников инвестиционного процесса, ответственность субъекта и регулируются между ними отношения.
Все правовые нормы, регулирующие инвестиционные процессы, могут носить дозволяющий, запрещающий, стимулирующий и обязывающий характер. Существующие и действующие в области инвестирования нормативно-правовые акты подразделяются на группы актов: законодательных (федеральные и федеральные конституционные законы, законодательство субъектов РФ, международные договоры), подзаконных (указы Президента, постановления правительства, межправительственные соглашения и постановления, ведомственные акты и решения муниципальных органов), индивидуальных (локальные административные акты, нормативно-правовые договоры).
Основные цели и задачи инвестиционной деятельности определяет единая государственная инвестиционная политика, указывающая самые эффективные направления для вложения инвестиций. Данная политика реализуется главным образом экономическими методами, используя бюджетное инвестирование, систему налогообложения, амортизационную, валютную, кредитную политику и т.д.
Регулирование инвестиционной деятельности в РФ
Государственное регулирование инвестиций в РФ осуществляется в форме капитальных вложений через органы государственной власти РФ, органами власти субъектов РФ.
Государственное регулирование инвестиций предполагает создание условий для инвестиционной деятельности и непосредственное участие государства в этой деятельности, реализуемой в виде капитальных вложений для осуществления инвестиционной деятельности:
- отдельных налоговых режимов, которые не носят индивидуального характера;
- совершенствования системы налогообложения, механизмов расчета амортизации, использования амортизационных отчислений;
- предоставления субъектам инвестиций льготных условий для пользования разными природными ресурсами и землей (в соответствии с законодательством РФ);
- для защиты интересов инвесторов;
- создания и дальнейшего развития сети информационно-аналитических центров, которые осуществляют проведение и публикацию рейтингов субъектов инвестиционной деятельности;
- расширения использования средств внебюджетных источников финансирования, населения и объектов социально-культурного назначения, жилищного строительства;
- принятия различных антимонопольных мер;
- развития финансового лизинга в РФ;
- расширения возможностей применения залогов при кредитовании;
- проведения пересмотра основных фондов согласно с темпами инфляции;
- создания возможностей для создания субъектами инвестиций собственных инвестиционных фондов;
- финансирования совместных инвестиционных проектов РФ с иностранными государствами;
- формирования перечня объектов технического перевооружения, предназначенных для федеральных государственных потребностей, их финансирования за счет средств федерального бюджета и т.д.