Что такое государственно-территориальное устройство?
Форма государственного устройства — это одна из характеристик государства, которая отражает внутреннюю структуру государства, метод его политического и территориального деления, с которым непосредственно связаны взаимоотношения органов власти всего государства с органами власти его составных частей.
На сегодняшний день форма устройства государства обуславливает:
- Структуру государства изнутри;
- Правовое положение отдельных субъектов государства;
- Объем прав и свобод граждан страны;
- Особенности функционирования государства.
Можно говорить о том, что от характера государственно-территориального устройства в значительной степени зависит политическая жизнь населения страны, а также стабильность функционирования государства в целом.
Именно форма государственного устройства в полной мере отражает структуру государства, на которую оказывают влияние различного рода социально-экономические, политические факторы, природные условия, национальные и религиозные особенности территории, уровень культурного развития общества. Например, на территории Великобритании в результате достижения в некотором роде компромисса между буржуазией и феодалами появилась ограниченная монархия; в РФ под влиянием многонационального состава населения и обширных территорий сложились предпосылки для федеративного государственного устройства.
Современные подходы к государственно-территориальному устройству
На современном этапе развития в зависимости от наличия либо отсутствия независимости составляющих частей государственное устройство может принимать:
- Простую форму (примером является унитарное государство);
- Сложную форму (примером является федерации или конфедерация).
Следует отметить, что к формам государственного устройства не относятся различного рода объединения стран, содружества и союзы государств, однако, в большинстве образовательных программ по теории государства и права они изучаются в рамках одной темы.
Простой формой государственно-территориального устройства является унитарное государство, в рамках которого государство существует как единое целое, для него свойственно отсутствие у отдельных территориальных единиц признаков независимости.
Среди отличительных признаков унитарного государства можно выделить следующие:
- Вся государственная власть сосредоточена на самом высшем уровне – уровне государства в целом, а отдельные административно-территориальные единицы не имеют никакой самостоятельности;
- Органы государственной власти организованы в форме единой системы с абсолютным подчинению центру;
- Функционирует одноуровневая система законодательных документов;
- Наличие единого государства.
На сегодняшний день в зависимости от степени подчинения отдельных территориальных единиц центральным органам власти можно выделить:
- Централизованное унитарное государство, для которого характерна абсолютная субординация органов муниципального уровня, которые формируются из центра, их самостоятельность незначительна. Подобное государственно-территориальное устройство характерно для Монголии, Индонезии и т.д.;
- Децентрализованное унитарное государство, для которого характерна некоторая самостоятельность муниципальных органов власти, формируемых и управляемых населением. При этом такие органы власти напрямую центральным органам власти не подчиняются, но является им подотчетными. Подобное государственно-территориальное устройство характерно для Великобритании, Швеции и Япония.
- Региональное государство, которое можно назвать сильно децентрализованным унитарным государством, в рамках которого все территориальные единицы являются независимыми и наделены широкими полномочиями. Подобное государственно-территориальное устройство характерно Италии, Испании, Шри-Ланка, Южно-Африканской республики.
Одной из сложных форм государственно-территориального устройства является федерация, представляющая собой союзное государство, территориальные единицы которые сосуществуют как государственные образования с ограниченным государственным суверенитетом.
Среди отличительных признаков федерации можно выделить следующие:
- Предметы ведения, а также полномочия строго разделены между государством в целом, а также территориальными единицами, при этом существуют вопросы, по которым организована совместная компетенция;
- Двухуровневая система органов власти, согласно которой отдельно функционируют федеральные органы власти и органы субъектов. Например, парламент в федеративном государстве характеризуется двухпалатной структурой – одна из палат представляет законные интересы отдельных субъектов федеративного государства;
- Двухуровневая система законодательства, т.е. законодательные и нормативные акты принимаются как на уровне государства в целом, так и на уровне отдельных субъектов.
В качестве другой формы сложного государственно-территориального устройства выступает конфедерация, которая представляет собой временный союз стран, организуемый для достижения общих целей политического, экономического или другого характера. В настоящее время в качестве конфедерации можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии.
Среди признаков конфедерации можно выделить следующие:
- Составные части обладают полным суверенитетом и всей полнотой государственной власти;
- Каждое союзное государство имеет собственную систему органов власти и вооружённые силы, на уровне конфедерации могут быть организованы лишь некоторые координирующие органы власти;
- Каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства;
- Отсутствует единое гражданство;
- Каждое государство вправе свободно выйти из конфедерации при достижении своих целей.