Правовые основы государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности
Государственная регистрация предпринимательской деятельности — это акт федерального органа исполнительной власти, реализуемый посредством внесения соответствующих сведений о создании, ликвидации или реорганизации юридических лиц в государственные реестры, свидетельствующих о приобретении статуса предпринимателя, прекращении предпринимательской деятельности (ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ст. 1).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией предпринимательской деятельности, регулируются нормами Гражданского кодекса, ФЗ, нормами специального законодательства (об ООО, о производственном кооперативе, об акционерных обществах и др.).
Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации в порядке, установленном законодательством. Государственная регистрация субъектов хозяйствования (физические и юридические лица) осуществляется на основании заявительного принципа в день подачи документов, необходимых для ее проведения.
Государственная регистрация играет правоустанавливающую роль и является заключительным этапом создания коммерческой организации.
Цели государственной регистрации субъектов предпринимательства:
- осуществление налогообложения;
- государственный контроль за ведением хозяйственной деятельности;
- получение сведений статистического учета для регулирования экономики;
- предоставление органам государственной власти и местного самоуправления данных и информации о субъектах хозяйствования и др.
Процедура государственной регистрации предпринимательской деятельности
Государственная регистрация предпринимателя происходит только по месту регистрации, указанному в паспорте гражданина. С января 2020 года государственную регистрацию можно осуществить посредством интернет-сервиса, куда направляется соответствующее заявление. Документы сканируются и направляются на специальный сайт в налоговую инспекцию. Личное присутствие заявителя необходимо для того, чтобы забрать лист записи ЕГРИП.
Регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают содержание заявления и состав документов о государственной регистрации, разъясняют представляющим документы лицам правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством.
Процедура государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности включает несколько этапов:
- Сбор и предоставление документов в налоговый орган, осуществляющий регистрацию предпринимателя.
- Правовая экспертиза документов. Осуществляется регистрирующим органом для установления истинности документов, их соответствия требованиям законодательства по форме и содержанию. Государственная регистрация должна пройти в течение 5 рабочих дней с момента представления в регистрирующий орган документов. Федеральная налоговая служба по итогам экспертизы составляет заключение о соответствии или несоответствии документов имеющимся требованиям.
- Внесение в государственный реестр записи о государственной регистрации предпринимателя, присвоение субъекту предпринимательской деятельности номера в журнале регистрации, проставления специального штампа (надписи) с наименованием регистрирующего органа, датой и номером на первой странице учредительных документов, подпись лица, ответственного за регистрацию.
- Выдача заявителю регистрационного свидетельства, подтверждающего факт государственной регистрации и внесения в реестр соответствующей записи. Выдача свидетельства осуществляется в течение одного дня с момента регистрации предпринимателя.
Для государственной регистрации нужно предоставить ряд документов:
- заявление о госрегистрации с подтверждением: того, что учредительные документы соответствуют требованиям закона, достоверности сведений, оплаты складочного (уставного) капитала, паевого (уставного) фонда, соблюдения порядка учреждения субъекта предпринимательской деятельности; подпись заявителя нотариально удостоверяется;
- решение о создании субъекта предпринимательской деятельности в виде договора, протокола или иного документа согласно законодательству РФ;
- учредительные документы (оригиналы и нотариально удостоверенные копии);
- выписка из реестра иностранных субъектов страны происхождения доказательство юридического статуса субъекта предпринимательской деятельности;
- квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины.
За государственную регистрацию предпринимателя с него взимается плата. Полученные средства зачисляются в бюджет города, района, по месту регистрации.
Регистрирующий орган не может требовать представления иных документов, кроме установленных законом. Документы должны представляться лично, уполномоченным лицом или почтовым переводом.
День выдачи регистрирующим органом документов является датой их предоставления. Заявитель должен получить расписку в получении документов, их перечень и дату получения регистрирующим органом.
Отказ в государственной регистрации
Федеральный закон «О государственной регистрации предпринимателей» (ст. 23) предусматривает отказ в регистрации. Основаниями для отказа в государственной регистрации является: непредставление всех необходимых для регистрации документов; оформления заявления с нарушением требований законодательства; представление документов в несоответствующий орган; в иных случаях, предусмотренных законом.
При неосуществлении государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности уполномоченный сотрудник регистрирующего органа ставит на заявлении соответствующий штамп, указывает основания, по которым государственная регистрация не осуществлена.
Решение об отказе в регистрации должно приниматься не позднее 5 рабочих дней. Не допускается отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности.
Решение об отказе, содержащее основание отказа в регистрацию, направляется лицу, указанному в заявлении, с уведомлением о вручении решения. Решение можно обжаловать в судебном порядке.