Сущность понятия «герменевтика»
Герменевтика – это теория и методология интерпретации текстов.
На современном этапе развития эту теорию рассматривают как достаточно специфический способ познания социально-гуманитарной направленности.
Наиболее популярна на сегодняшний такая трактовка данного понятия: герменевтика – это искусство выявления сущности знаков, теория и правила толкования текстов, учение в философии об онтологии понимания и эпистемологии интерпретации.
Если говорить об юридической герменевтике, то под ней понимают методику познания права и правовых норм. При этом юридическую герменевтику можно назвать важнейшей составляющей любых исследований юридической направленности, так как науку о праве прежде всего следует рассматривать как в некотором роде «понимающую» дисциплину.
На сегодняшний день в современном научном сообществе сложилось мнение, что знания о праве являются глубоко герменвтичным, так как они являются составляющей частью толкования различного рода форм и источников права (например, исторических правовых документов или действующих законодательных актов). Так, по мнению специалистов в области права профессиональное правовое мышление, как правило, в значительной степени отличается от какого-либо технического мышления или мышления естественнонаучного. Так, последнее, например, в большей степени можно рассматривать в качестве «объясняющего» мышления, а инженерное мышление в большей степени является «понимающим». В то же время юридическая наука представляет собой дисциплину социальной направленности, так как она имеет дело не с неодушевленными предметами, а в большей степени с людьми и обществом, деяния которых важно не только объяснить, но и понять. Таким образом, можно говорить о том, что юридическая герменевтика является антропологичной, так как понимание в целом права, как правило, неразрывно связано и с пониманием человека.
Герменевтический подход к праву
Герменевтика как искусство толкования и понимания права с наибольшей вероятностью возникла в одно время с самим правом. Один из известных антропологов Норбер Рулан описывает практику толкования права в архаичном обществе следующим образом: правила юридического характера, которые были порождением различного рода мифов и обычаев, могли для применения требовать толкования. Как правило, в качестве толкователей назначали наиболее именитых членов общества, а также старейшин, которые в рамках урегулирования различного рода конфликтов должны были напоминать фундаментальные правила поведения, а также выводить их в случае необходимости из наблюдаемой модели поведения.
Рассмотрим герменевтический подход к толкованию правовых норм.
Современный мир состоит из символов, которым на ежедневной основе мы придаем значения, интерпретируя согласно нашим представлениями об окружающем мире. Если рассматривать символ с точки зрения герменевтики, то под ним необходимо понимать всякую структуру значения, где один смысл – прямой и буквальный, а другой смысл лишь косвенный, вторичный, иносказательный, который возможно понять исключительно через первый. Данный круг выражений с двойственным смыслом и формирует герменевтическое поле.
Правовая норма существует в форме символа, смысл которого в обязательном порядке должен быть установлен. Следует отметить, что за прямым смыслом во всех случаях скрывается второй, так называемый ситуационный смысл, без адекватного понимания которого невозможно корректное понимание смысла всей нормы. В английской юридической практике довольно популярна следующая поговорка: «В законе присутствует только одна половина содержания, другая спрятана, а идеи находятся внутри». Таким образом, для наиболее корректного применения норм в процессе толкования в обязательном порядке нужно отыскать подобную спрятанную идею. Герменевтическое толкование представляет собой средство, посредством которого может быть решена проблема двойственного смысла, так как герменевтика кроме дешифрования буквального смысла текста, т. е. лингвистического толкования, также дает возможность раскрыть смысл правового контекста.
Герменевтический анализ текста включает в себя несколько обязательных процедур. Признанным считается деление на понимание и применение. При этом под пониманием необходимо понимать искусство понимания знаков, которые передаются одним сознанием, а воспринимаются другим посредством внешнего выражения. Если говорить о цели понимания, в качестве наиболее приоритетной цели можно назвать совершение перехода от одного выражения к тому, которое представляет собой основную интенцию знака, а также выход вовне через выражение. Переход к интерпретации от понимания прежде всего предопределяется материальной основой, выражаемой, как правило, в письменности. Интерпретация в большей степени имеет характер понимания, которое направлено на зафиксированные в письменной форме знаки.
Следует отметить, что юридическая герменевтика носит в большей степени творческий характер, так как интерпретация правовой нормы представляет собой особенный творческий процесс – изначально некоторый смысл в процессе понимания обогащается новыми смысловыми элементами, которые напрямую связаны с историческими изменениями, в силу которых изначальное смыслосодержание закона и смыслосодержание, применяемое в юридической практике, различны. Правоприменитель в данном случае выступает в качестве созаконодателя.