Народовластие и формы его осуществления
Народовластие – это особая форма государственного правления, при которой власть осуществляют представители народа.
Народовластие принято считать значительным элементом демократии. В конституционном праве более употребительно тождественное понятию народовластия понятие - народный суверенитет.
Основные формы осуществления народовластия:
- непосредственная, или прямая – прямое волеизъявление народных масс по решению наиболее важных государственных вопросов в сфере регулирования общественной жизни;
- представительная, или косвенная – осуществление народной власти посредством органов государственной власти или органов самоуправления.
Высшими формами непосредственного выражения народовластия являются референдум и свободные выборы. Эта форма обладает несет юридически весомый результат: решения общеобязательны для всех, депутаты управомочены осуществлять свои должностные обязанности. К формам непосредственной реализации народовластия также относятся разного рода шествия, митинги, собрания, народные обсуждения законопроектов, обращения и др.).
Как правило, народовластие осуществляют государственные органы власти. Для решения большинства вопросов и проблем необходимы знания узких специалистов в определенной сфере деятельности, оперативность и достаточные знания для реализации государственных функций. Это относится как к законодательной, так и к исполнительной и судебной власти, связанных волеизъявлением народа и определяющим их деятельность.
Народовластие через органы местного самоуправления имеет определенную специфику, так как охватывает низшие уровни власти. Небольшие масштабы не позволяют использовать в полной мере силу и мощность всего государственно аппарата, что отражается на управленческой деятельности. Эта форма народовластия наиболее плотно соприкасается с населением.
Представительные органы местного управления и органов государственной власти составляют законодательную власть и создаются из депутатов, выбранных народом. Представительное народовластие является одной из наиболее эффективных форм реализации власти народа, что обусловлено тесной связью с народом и широкими полномочиями парламентов различных уровней.
Народовластие в Российской Федерации и его формы
Единственным источником власти в России является народ. Элементы народовластия включают объект народовластия – власть и субъект Федерации – граждане страны.
В Российской Федерации реализуются две формы народовластия: прямая демократия – непосредственная и косвенная демократия – представительная.
Виды прямой демократии в РФ:
- Референдум;
- Выборы;
- Митинги, мирные собрания, шествия, демонстрации, пикетирования и др.;
- Инициативы граждан по организации и проведению референдума, правотворческая инициатива народа в органы местного самоуправления;
- Коллективные и индивидуальные обращения граждан в органы местного самоуправления и в органы государственной власти.
Референдум и выборы являются высшими формами прямой демократии. Конституционными гарантиями власти народа выступают выборы в России, которые проводятся на основе прямого, равного, всеобщего, добровольного и тайного голосования.
Институты непосредственного народовластия подразделяют в зависимости от его содержания: свободные выборы, или референдум – путем принятия окончательного и обязательного решения; формы выражения мнения народа, обладающие консультативным, необязательным аспектом для принятия решения соответствующими органами власти (обсуждение проекта закона, демонстрации, митинги и др.).
К органам представительной формы осуществления народовластия в РФ относятся:
- единоличные органы – Президент России, президенты республик, находящихся в составе Федерации, губернаторы автономий, краев, областей, мэры городов и др.);
- высшие коллегиальные органы законодательной власти – Государственная Дума, парламенты субъектов РФ, городские думы и т.д.).
В зависимости от возможности граждан осуществлять влияние на управление властью, от непосредственного их волеизъявления в формировании органов власти можно выделить представительства населения разных уровней: непосредственно избираемые народом должности и органы (Президент, Государственная Дума и т.д.); органы, созданные представительными органами 1-й степени (Правительство Федерации, Уполномоченный по правам человека); органы, созданные представительными органами 2-й степени (Счетная палата).
К формам представительного народовластия относятся:
- обсуждение законодательных проектов и иных важных вопросов общественной жизни;
- правотворческая народная инициатива в органы власти;
- участие населения в управлении делами общества посредством органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, собрания и сходы граждан; коллективные и индивидуальные обращения граждан в органы как местного самоуправления, так и в органы государственной власти по любым вопросам.
Закон РФ о принципах организации местного управления включает описание следующих форм прямого осуществления народом местного самоуправления: ст. 22 – местный референдум; ст. 23 – муниципальные выборы; ст. 24 – голосование по отзыву члена выборного органа муниципального управления, депутата, выборного должностного лица, голосование по вопросам преобразования муниципального образования, изменения его границ; ст. 25 – сход граждан; ст. 26 – правотворческая инициатива населения; ст. 27 – территориальное самоуправление; ст. 28 – публичные слушания; ст. 29 – собрание граждан; ст. 30 - собрание делегатов (конференция граждан); ст. 31 – опрос граждан; ст. 32 – обращение населения в органы местного самоуправления; ст. 33 – иные формы прямого осуществления гражданами местного управления или участия в его реализации соответствующими органами.
Впервые закон об общих принципах организации местного самоуправления закрепил принципы добровольности и законности реализации населением вопросов местного самоуправления.
Референдум как основная форма народовластия
Референдум – это особый способ прямого волеизъявления населения по самым важным вопросам общественной и государственной жизни посредством всеобщего голосования.
По всей территории РФ референдум проводится на основе принципов: прямого и всеобщего, равного и тайного голосования.
Выделение разных видов референдумов проводится по различным признакам:
- по порядку проведения – обязательные и факультативные;
- от времени проведения – дозаконодательные, или превентивные и послезаконодательные, или утверждающие;
- от территории - всероссийский референдум, референдум субъекта РФ, местный референдум.
- Референдум не проводится в условиях чрезвычайного положения (если оно введено на всей территории Федерации), в условиях военного положения, после их отмены в течение 3 месяцев; в течение года повторно после дня официального обнародования результатов референдума, при условии такой же формулировки вопроса по смыслу или по содержанию.