Граждане как субъекты административного права
Гражданин как субъект административного права - это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства.
Административно-правовой статус гражданина представляет собой сложную систему, поскольку включает в себя четыре крупных элемента:
-
Во-первых стоит отметить правовой статус личности гражданина как субъекта административно-правовых отношений. Так как Российское государство провозглашено правовым, то положения гражданина именно как личности должно занимать основное место, поскольку в таком государстве провозглашается идея служения права и государства каждой личности, каждому человеку. Согласно конституционному законодательству России, человек, независимо от его имущественного, общественного или иного положения, прежде всего, является личностью, которая субъект всех отраслей права.
Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере административно-правового регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ч. 1 ст. 20), право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23), право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию (ст. 27).
Вместе с тем Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) допускает в исключительных случаях возможность ограничения федеральным законом прав личности, причем эти нормы обычно носят административно-правовой характер. Например, право на неприкосновенность жилища может быть ограничено сотрудниками полиции на основе Закона РФ "О полиции" при наличии оснований, предусмотренных соответствующими административно-правовыми нормами, в частности, при розыске преступника, если в квартире или доме совершается преступление или нарушение общественного порядка, угрожающее жизни или здоровью людей, при пожаре и в других случаях.
-
Во-вторых отмечается непосредственно статус гражданина Российской Федерации, сущность которого вытекает из принадлежности гражданства. Административно-правовые нормы, которые определяют статус гражданина, прежде всего устанавливают его права и обязанности в сфере государственной, а также общественной деятельности, например нормы об участии в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции), право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обязанность нести воинскую службу (ч. 2 ст. 59) и др.
-
Далее - это нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34), право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ч. 1 ст. 37), право частной собственности, в том числе на землю (ст. ст. 35, 36), причем никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35).
интернет-биржа студенческих работ">
Рисунок 1. Физические лица как субъекты административного права. Автор24 — интернет-биржа студенческих работАдминистративная правоспособность берет начало с рождением гражданина и оканчивает свое существование его смертью. Правоспособность – явление неотчуждаемое и непередаваемое, но ограничиваемое в установленных законом случаях.
-
Административная дееспособность – административная дееспособность представляет собой способность гражданина своими действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере реализации государственного управления.
Административная дееспособность частично наступает с 14 лет - получение паспорта, затем в 16 лет - возможность привлечения к административной ответственности и полная - по достижении гражданином 18 лет.
Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права
Основное положение, регулирующее правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплено в Конституции РФ: иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с ее гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
Именно эта норма составляет базу административно-правового статуса ранее указанных лиц, который в целом регулируется рядом норм, содержащихся в федеральных законах, а так же принятых в их исполнение нормативных правовых актов Правительства РФ и иных органов исполнительной власти.
Первостепенное значение в данном случае имеет Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»: данный законодательный акт определяет правовое положение иностранных граждан в РФ, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов - с другой, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в РФ и осуществлением ими на ее территории трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства состоят в следующем:
- Момент возникновения административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, по мнению ряда авторов, определяется моментом въезда на территорию РФ. По нашему мнению, момент такого возникновения может варьироваться от того, в каком порядке осуществляется въезд этих лиц на российскую территорию. Например, в случае, если в силу межгосударственных соглашений РФ для въезда на территорию РФ требуется получение визы, то админитративно-правовой статус иностранного гражданина и лица без гражданства возникает при обращении в компетентный орган РФ за получением соответствующей визы. Соответственно, между этим органом и иностранным гражданином складываются, по сути, административные отношения, выражающиеся, в частности, в обязанности иностранного гражданина представить соответствующий объем информации, при необходимости пройти медицинский осмотр и собеседования с представителями компетентного органа РФ. В свою очередь, он вправе проверить представляемые документы и при определенных основаниях отказать в выдаче визы и, соответственно, в возможности въезда в Российскую Федерацию.
- Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства утрачивается в момент их выезда из РФ. Соглашаясь в целом с обоснованностью данной позиции, со своей стороны отметим, что во многих случаях выезд иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы РФ не влечет полного прекращения его административно-правового статуса на российской территории. Так, в частности, в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин в течение 5 лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы РФ либо депортации. Тем самым факт выезда иностранного гражданина за пределы РФ сам по себе не означает, что его административно-правовой статус каждый раз исчезает и в следующий его приезд в РФ начинается с "чистого листа".
- Объем административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. По общему правилу этот объем тождествен статусу российских граждан, но с учетом ряда исключений. Эти ограничения могут устанавливаться в сфере:
- передвижения иностранных граждан в пределах Российской Федерации;
- избирательного права;
- трудовой и предпринимательской деятельности.