Изменения в избирательной системе США конца XIX века
В конце XIX — начале XX веков территория Соединенных Штатов продолжает постоянно расти. Так, в 70-е гг. ХIХ столетия США насчитывали 38 штатов, а к 1912 году эта цифра уже увеличилась на десять. Возрастет роль центральных органов власти, но государство по форме своего устройства продолжает оставаться классической буржуазной федерацией. Субъекты федерации обладали значительными правами.
США по форме правления остаются президентской республикой. В тоже время наблюдаются изменения в компетенциях и процессе комплектования органов государственной власти.
Значительные изменения наблюдались в избирательной системе. Принятые к Конституции поправки провозгласили всеобщее избирательное право для мужчин (при соблюдении норм проживания и возрастного ценза). На выборах представителей в федеральные органы было введено тайное голосование (171 год). Постепенно такой порядок выборов стал распространяться на все штаты.
Порядок выборов (место, время, способ избрания) относились исключительно к компетенции субъектов федерации. Конституция наделила штаты правом устанавливать собственные требования для желающих баллотироваться. В стране складывается двухпартийная политическая система (республиканцы и демократы). Эта система ориентировалась на удовлетворение требований избирательных компаний.
Американская буржуазия умело применяла двухпартийную систему. Когда у власти были демократы, республиканцы «критиковали» правительство и всячески показывали, что отстаивают интересы народа, привлекая на свою сторону недовольных. В случае победы республиканцев, подобные манипуляции проделывали демократы. Таким образом, буржуазные партии поочередно выступали центром притяжения для недовольных.
Все это послужило серьезным препятствием для образования еще одной партии. Так, создавая видимость демократии, двухпартийная система препятствовала образованию в США настоящей народной партии.
В XX веке исчезли существенные различия между республиканцами и демократами, но при этом сохранился накал избирательной кампании. Каждая из партий отстаивала интересы группировок, соперничающих за власть, доминирующих в политике и экономике. Проявляется тенденция рассредоточения источников формирования государственной политики.
В государственном аппарате Соединенных Штатов на рубеже столетия были широко распространены хищения и взяточничество, открывающие для депутатов законодательных учреждений и чиновников различные возможности обогащения за счет населения. Между республиканцами и демократами шла борьба за доходные должности.
Государственные органы США конца XIX — начала XX вв.
С 1913 года произошли изменения в порядке комплектования Сената (Верхней палаты Конгресса). Теперь, в соответствии с 17-й поправкой к Конституции, федеральные сенаторы избирались прямым голосованием, а не законодательными собраниями штатов. Это значительно повысило авторитет Сената.
После прихода к власти Т. Рузвельта в 1901 году наблюдается перераспределение властных полномочий вследствие частого применения права вето. Даже угроза применения вето выступала значительной сдерживающей силой, которая помогала администрации контролировать парламент. На рубеже столетий появляется новое президентское вето – «карманное».
В силу принципа разделения властей правительство не несло никакой ответственности перед Конгрессом. Наблюдается усовершенствование и реорганизация деятельности государственного аппарата. В совершенствовании деятельности государственного аппарата важное место отводится повышению требований к определенным должностям и подбору квалифицированных кадров.
Для осуществления этих целей был проведен целый ряд мероприятий:
- В 1871 году был разработан и принят закон, который наделял особую комиссию, назначаемую Президентом, правом экзаменовать лиц, претендующих на должности в федеральной администрации.
- В 1883 году был принят «Акт Пендлтона», вводивший систему экзаменов для замещения должностей. Акт способствовал созданию нового правового института «гражданской службы».
- В стране активно создаются «административные агентства», независимые учреждения и управления по терминологии конституционного права в США.
Одновременно с ростом количества государственных органов начал стремительно расширяться корпус чиновников (с середины до конца ХIХ века численность служащих увеличилась с 2,5 тыс. до более чем 200 тыс. человек.
Государственные учреждения США
С конца XIX - начала XX века в США функционировало три основных типа государственных учреждений:
- Департаменты, или министерства. Возглавляли все основные сферы управления (финансов, обороны, иностранных дел и т.д.), в XX веке были укреплены мощным аппаратом чиновников.
- Национальные агентства (НАСА). Выполняли функции, близкие к департаментам, но не имели статуса министерств.
- Временные «бюро», «комиссии», «коллегии», «администрации» и «советы». Выполняли многочисленные и разнообразные функции, создавались на время для осуществления какой-либо конкретной цели.
Назначение высших должностных лиц осуществлялось Президентом только при согласии и последующем утверждении Верхней палатой Конгресса. Президент, в соответствии с американским прецедентом, назначая должностных лиц мог рассматривать их не более, чем своих доверенных советников.
Единой государственной службы в США не сложилось. Каждый штат имел собственный государственный аппарат, но распоряжения глав общефедеральных ведомств или президента должны были выполняться.
В государственном устройстве США большую роль играли Национальная ассоциация промышленников и Торговая палата. Данные объединения выполняли не только экономические, но и политические функции. Торговая палата и ассоциация промышленников на основе прогнозов социально-политического и экономического развития готовили рекомендации, меморандумы, основные тезисы законопроектов, которые после направлялись властям штатов, Конгрессу и Президенту. Эти документы для государственных властей были не были обязательными, но в своей политике власть старалась учитывать требования бизнеса.