Правовая экспертиза нормативных актов
Правовая экспертиза – это правовая форма оценки нормативно-правового акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, который принял правовой акт, а также содержащихся в нем норм, порядка принятия, опубликования, соответствия нормам Конституции РФ, федеральным законам, а также требованиям юридической техники.
Осуществление подобной экспертизы возможно лишь профессионалами, обладающими высоким уровнем достоверных и новейших знаний в области законодательства РФ. Лица, которые заняты в данной области, должны постоянно следить за обновлением норм действующего законодательства для того, чтобы проверить нормативно-правовой акт на предмет соответствия им.
В настоящее время многие юридические компании предоставляют высококлассные услуги по правовой экспертизе российского законодательства. Специалисты в данной области свободно ориентируются в действующей законодательной системе, способны осуществить всестороннюю оперативную проверку нормативно-правовых актов любого уровня.
Проверка нормативно-правовых актов осуществляется в несколько последовательных этапов:
- Определяется цель исследования нормативно-правового акта, а также спектр вопросов, на которые специалист должен предоставить ответ.
- Проводится анализ правомерности нормативно-правового акта, соответствия его нормам действующего законодательства.
- Формируется экспертное заключение.
Цели правовой экспертизы действующего законодательства:
- Установление противоречий и ошибок в нормативно-правовом акте.
- Проверка нормативно-правового акта на предмет соответствия нормам действующего законодательства.
- Разъяснение юридического смысла конкретных законодательных положений нормативно-правового акта.
Положение нормативно-правового акта должно соответствовать не только нормам Конституции, федеральному законодательству, но также и нормативно-правовым актам субъектов РФ, органов местного самоуправления. Если анализируемый акт не соответствует нормам данных актов, то он признается недействительным и утрачивают юридическую силу. Квалифицированные юристы способны найти все противоречия и ошибки в законодательстве РФ, тем самым обеспечивая правовую поддержку лицам, занимающимся законодательной деятельностью.
Правовая экспертиза представляет собой особую процедуру, которая требует наличия специальной юридической подготовки и юридического образования. В настоящее время существует множество юридических фирм, которые специализируются на правовой экспертизе нормативных актов любого уровня.
Рисунок 1. Экспертиза нормативно-правовых актов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Законодательное обоснование экспертизы правовых актов
Порядок проведения экспертизы правовых актов регламентируется приказом Минюста от 2012 г. №87. Так, согласно данному нормативно-правовому акту, все правовые акты подлежат правовой экспертизе, если они носят нормативный характер.
Правовая экспертиза правового акта, который был принят совместно органами субъектов РФ, проводится территориальным органом, который действует на территории того субъекта, который указан первым в числе подписавших нормативно-правовой акт.
Нормативно-правовые акты подлежат первоначальной экспертизе. Может быть также проведена повторная экспертиза, которой подлежат нормативные акты, в отношении которых ранее была проведена правовая экспертиза. Повторную экспертизу проводят в случае принятия новых норм действующего законодательства, по поручению Министерства юстиции РФ, а также иных органов, при проведении обзоров нормотворчества субъектов РФ.
При проведении экспертизы нормативно-правовых актов необходимо анализировать не только тексты нормативно-правовых актов, но также полномочия органа или должностного лица, который его принял. Компетенция органа или должностного лица должна соответствовать его праву на принятие нормативно-правового акта. Следует учитывать также принципы разграничения полномочий между рядом органов власти.
Правила юридической техники
При экспертизе нормативно-правовых актов оценивается соблюдение правил юридической техники. Так, требуется наличие необходимого набора реквизитов, анализ правильности использования юридической терминологии и т.д. Нормативно-правовой акт должен характеризоваться определенной формой принятия, органом, который принял данный акт, имеет название, дату и место принятия или подписания, номер, наименование должностного лица, который подписал правовой акт, источник официального опубликования, дату вступления в законную силу.
Нормативно-правовой акт при оценке на предмет соответствия правил юридической техники, специалисты используют методические рекомендации по юридическому и техническому оформлению законопроектов.
Некоторые нормативно-правовые акты на стадии принятия могут противоречить нормам Конституции РФ или иному законодательству. Например, признаками такого противоречия может являться отсутствие правовых оснований, перечисленных в Конституцию РФ, которые необходимы для издания нормативно-правового акта, нарушая порядок принятия и обнародования нормативно-правового акта, запрет действий граждан и организаций, которые разрешены или предписаны федеральным законом и т.д.
Выявленные пробелы и противоречия действующего законодательства отражаются в экспертном заключении, куда вносятся предложения по корректировке законодательства, нормативно-правового акта. Вывод о противоречии правового акта конституции РФ и федеральному законодательству формируется с учетом возможностей обращения в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования в отношении лиц, которые желают принять нормативно-правовой акт, нарушающий права и свободы граждан.