В юридической науке выделяют четыре основных вида юридической ответственности:
- гражданско-правовая;
- дисциплинарная;
- административная;
- уголовная.
Под юридической ответственностью за экологические правонарушения принято понимать правоотношение между государством в лице специально уполномоченных органов и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим), на которое возлагается обязанность претерпевать меры государственного принуждения в форме определенных лишений (личного, имущественного или организационного характера) за нарушение норм экологического законодательства.
Основания возникновения юридической ответственности
Юридическая ответственность в сфере охраны окружающей среды возникает в результате совершения экологического правонарушения, то есть, виновного противоправного действия или бездействия, противоречащего нормам экологического законодательства.
Исключением из общего правила является возможность привлечения к ответственности за правомерное поведение в случае причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц в результате эксплуатации источников повышенной опасности, когда нарушитель возмещает вред в соответствии с положениями действующего гражданского законодательства.
Другими случаями причинения вреда в результате деятельности, не содержащей состава правонарушения, являются действия в состоянии крайней важности или обоснованного риска для достижения общественно полезных целей. При их доказанности данные обстоятельства служат основаниями для освобождения от ответственности.
Достаточно проблематично определить в общем виде состав экологического правонарушения, который можно было бы распространить на экологические преступления, административные правонарушения, деликты и дисциплинарные проступки. Общим для всех разновидностей экологических правонарушений выступает объект посягательства – общественные отношения в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. Предмет экологических правонарушений также можно представить: в широком смысле им является окружающая среда и все ее элементы, находящиеся во взаимодействии и взаимосвязи.
В отношении объективной и субъективной стороны достаточно сложно выделить родовые признаки. К примеру, у экологических преступлений, за редким исключением, состав материальный. То есть, преступление считается совершенным при наступлении вредных последствий, следовательно, в объективную сторону должны быть включены в качестве обязательных признаков вред и причинно-следственная связь между вредом и наступившими последствиями.
Для привлечения к гражданско-правовой ответственности наличие вреда также является обязательным. В отношении административных правонарушений законодательством установлены формальные составы, иными словами, доказательств факта наличия вреда окружающей среде и причинно-следственной связи не требуется.
Рисунок 1.
Разграничение экологических правонарушений и преступлений
Одним из сложных практических вопросов является квалификация экологических правонарушений как уголовных преступлений или административных проступков. В Уголовном кодексе РФ и Кодексе об административных правонарушениях РФ в отношении экологических преступлений и правонарушений можно выявить похожие составы. К ним относятся, например, статья 8.1. КоАП РФ «Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов» и статья $246$ УК РФ «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ».
И в том, и в другом случае ответственность наступает за нарушение правил охраны окружающей среды с той лишь разницей, что для квалификации деяния как преступления, крайне важно наступление вредных последствий в виде существенного изменения радиоактивного фона, причинения вреда здоровью человека, массовой гибели животных или иных тяжких последствий.
Различие экологических преступлений и административных правонарушений проявляется в субъективной стороне их составов, в частности, преступления характеризуются умышленной формой вины, тогда как административные проступки, посягающие на экологическую безопасность, могут быть совершены и по неосторожности.
Например, разграничение уголовно-наказуемой добычи водных животных и растений, которая предусмотрена статьей $256$ УК РФ, и аналогичного административного проступка проводится по следующим признакам:
- наличие крупного ущерба;
- применение самоходного транспортного плавающего средства;
- использование взрывчатых и химических веществ, электротока или иных способов массового истребления живых организмов;
- совершение неправомерного деяния в месте нереста рыбы, на территории заповедника, заказника или в зоне экологического бедствия.
Разграничение незаконной охоты, наказуемой в уголовном или административном порядке, производится по аналогичным признакам. В число отягчающих вину обстоятельств, способных привести к наступлению уголовной ответственности, добавляется добыча животных и птиц, охота на которых запрещена законом.
Таким образом, главное отличие экологических преступлений от административных проступков состоит в более высокой степени их общественной опасности. К тому же, указанные экологические правонарушения отличаются по признакам их объективной стороны, предмету и формам вины.
Понятие экоцида
Необходимо отметить, что не все составы преступлений, направленных против окружающей среды, содержится в главе $26$ Уголовного кодекса РФ. Исключением является экоцид, предусмотренный статьей $358$ УК РФ, отнесенный к числу преступлений против мира и безопасности человечества.
Под экоцидом принято понимать массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Состав экоцида является материальным, такое преступление считается совершенным с момента наступления неблагоприятных последствий.
Уголовная ответственность за экоцид наступает при условии, что наступившие последствия находятся в причинной связи с действиями виновного лица. Одним из особенностей этого преступления является то, что в число его субъектов могут быть отнесены командующие Вооруженных Сил, а также должностные лица, занимающие высокие государственные посты в Российской Федерации.
Организация Объединенных наций признает экоцид международным преступлением, наряду с военными преступлениями и геноцидом. За все время действия УК РФ не было зафиксировано ни одного приговора по статье $358$, хотя отдельные случаи массового отрицательного воздействия на окружающую среду в последние годы происходили. Осторожность в применении данной нормы связана с тем, что для такой квалификации преступления, как экоцид, требуется высокая степень общественной опасности.