Понятие двойного гражданства
Двойное гражданство предопределяет сущность государственной и правовой политики государства в области гражданства.
В отечественном праве двойное гражданство, по сложившейся традиции во времена СССР, рассматривается преимущественно как коллизионное и нежелательное явление. Хотя в Конституцию Российской Федерации от $12.12.1993$ года введена норма, признающая двойное гражданство.
Согласно части $1$ статьи $62$ нашей Конституции, гражданин России может обладать гражданством иностранного государства, т.е. двойным гражданством, в соответствии международным договором РФ или федеральным законом.
Двойное гражданство – это специфическое политико-правовое положение физического лица, при котором оно параллельно обладает гражданством более одного иностранного государства.
Двойное гражданство значительно усложняет правовое положение человека, имеющего не одно гражданство. Это обусловлено тем, что его правовая связь с несколькими государствами порождает одновременно двойные права и двойные обязанности.
По своему характеру двойное гражданство может быть легальным и не легальным. В первом случае государство, гражданство которого имеет человек, признает за ним наличие гражданства иного государства. В данном случае речь идет о двойном гражданстве. Во втором случае государство игнорирует наличие других гражданств у его гражданина. Здесь можно говорить о множественном гражданстве. Следует отметить, что во внутригосударственных правовых актах и в международно-правовых договорах данные понятия используются как синонимы.
Причины возникновения двойного гражданства
Двойное гражданство начало распространяться только в буржуазную эпоху. Это было связано с тем, что в эпоху феодализма крестьяне прикреплялись к земле, и миграция населения фактически была запрещена. Возникновение двойного гражданства в тот период у представителей низших сословий было явлением не частым. У граждан высшего сословия двойное подданство возникало тогда, когда они имели владения в разных государствах.
Двойное гражданство может возникнуть по объективным и субъективным причинам.
К объективным причинам относятся:
- расхождение в законах государств о порядке приобретения и утраты гражданства;
- территориальные изменения, которые влекут за собой изменение государственной юрисдикции, приток беженцев, миграцию населения;
- целенаправленное и согласованное решения государств об этом.
Чаще всего наличие гражданства нескольких государств порождается коллизиями законодательства различных государств. Например, когда одна страна, определяя принадлежность к своему, признает своими гражданами тех лиц, родители которых являются его гражданами, а другая страна признает своими гражданами лиц, родившихся на ее территории. Бипатризм возникает независимо от места рождения ребенка, если законы страны позволяют передать ребенку имеющиеся у его родителей множественные гражданства. Двойное гражданство может приобрести женщина, вступая в брак с иностранцем, если закон страны мужа автоматически присваивает ей гражданство супруга, а вместе с тем отечественное законодательство не лишает ее гражданства после этого. При вступлении в брак автоматическое предоставление гражданства иностранцам предусмотрено в Италии и Доминиканской Республике.
Основным субъективным фактором, способствующем получению двойного гражданства, является определенная деятельность лиц, приобретающих второе гражданство.
Последствия двойного гражданства
К положительным последствиям двойного гражданства относятся:
- дополнительные гарантии в отношении прав и свобод личности;
- определенные выгоды в отношении права на жительство в нескольких государствах, права на возвращение, возможность сохранения гражданства в браке между иностранцами;
- государство легче принимает лицо с двойным гражданством, чем иностранного гражданина, при этом государство происхождения сохраняет связь со своим гражданином, не теряя его безвозвратно;
- наличие большого количества людей с двойным гражданством может спровоцировать интенсификацию связей между государствами.
К отрицательным последствиям двойного гражданства относятся:
- двойное гражданство порождает дополнительные обязанности для гражданина;
- лица с двойным гражданством имеют усеченные права, связанные с дипломатической защитой;
- в отношении людей с двойным гражданством часто возникают трудности в области межгосударственных отношений;
- для любого государства лица с двойным гражданством считаются недостаточно лояльными;
- для международных отношений двойное гражданство может породить значительные противоречия между международными и двусторонними соглашениями о двойном гражданстве.
Можно сделать вывод, что двойное гражданство может быть выгодно для отдельного лица, но не для государства, которое с ним сталкивается. В данном случае интересы отдельной личности не всегда совпадают с интересами государства. Исключением являются страны, чьи соотечественники разбросаны по всему миру. При двойном гражданстве у граждан страны, она обладает меньшими рычагами воздействия на отдельную личность, помимо этого, существует определенный риск для безопасности государства.
Правовое регулирование двойного гражданства
Сложная и неоднозначная природа двойного гражданства порождает разные подходы к его регулированию.
Такие государства, как Канада, Испания, Йемен, Ирландия, Албания, Лихтенштейн свободно допускают двойное гражданство или гражданство более чем одной страны.
Великобритания, США, Италия, Нидерланды, Бельгия допускают наличие двойного гражданства при соблюдении определенных условий или просто не требуют отказа от первого гражданства при приобретении нового.
Швеция, ЮАР, Филиппины, Япония, руководствуясь принципом одного гражданства, не допускают двойное гражданство. При приобретении гражданства этих государств необходимо отказаться от иностранного гражданства.
В России, согласно Закону о гражданстве, двойное гражданство допускается. Но Россия не признает фактическое двойное гражданство, не принимая во внимание наличие у гражданина дополнительного гражданства, кроме российского.