Проблема договорного права в условиях Европейского Союза
Одной из наиболее актуальных проблем в сфере правового регулирования хозяйственно-экономической деятельности в современных условиях развития транснационального взаимодействия и формирования мирового рынка, выступает проблема упорядочения договорных правоотношений, осложненных, так называемым, иностранным элементом – то есть договорами, в рамках которых стороны являются гражданами или резидентами разных государств, а равно при одинаковом гражданстве предметом соглашения выступает вещь, находящаяся на территории иностранного государства, и т.д.
При этом в рамках Европейского Союза, как объединения отдельных государств, сделки надгосударственного, трансграничного характера и вовсе имеют принципиальное значение, поскольку их совершение зачастую выступает необходимых условием для функционирования единого рынка, а проблема единообразного регулирования договорно-правовых отношений и формирования целостной системы договорного права ЕС, приобретает, в этой связи, особо актуальное значение.
Анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что в качестве основных причин коллизионности договорно-правового регулирования и необходимости пристальной проработки данного вопроса выступают следующие факторы:
- Для каждого из государств-участников Европейского Союза характерны собственные системы национально-правового регулирования, многообразие которых нередко приводит к противоречию положений гражданских законов, упорядочивающих сходные правовые отношения в разных странах. В этой связи, отчетливо прослеживается необходимость в существовании единой унифицированной системы союзного права, положениями которой упорядочивалось бы, как минимум, заключение договоров, осложненных иностранным элементом (трансграничных сделок);
- Несмотря на то, что каждое государство характеризуется некоторой самостоятельностью, само по себе их объединение в рамках Европейского Союза, подразумевает, как минимум, свободное перемещение товаров, услуг и капиталов между ними (как одна из целей самого объединения европейских стран), в связи с чем, необходима также разработка единых общеевропейских правовых норм, упорядочивающих соответствующее перемещение, вызванное, в том числе, заключением договоров между резидентами различных стран.
Несмотря на то, что Европейский Союз во многих отношениях выступает уникальным объединением государств, в специальной литературе отмечается, что сама по себе проблема унификации договорного права, в связи с распространением трансграничных соглашений характерна не только для ЕС. В этой связи, положительный опыт Европейского Союза в части формирования целостной и эффективной системы договорно-правового регулирования, мог бы стать значительным подспорьем и в совершенствовании многих других правовых систем.
История развития договорного права ЕС
Вопрос о необходимости формирования единой системы договорно-правового регулирования в рамках Европейского Союза обозначился еще в самом начале его объединения, в связи с чем справедливо говорить о более чем тридцатилетней истории развития договорного права ЕС.
На первых этапах, попытки унификации и гармонизации европейского договорного права предприниматели посредством принятия директив ЕС по отдельным видам договорных конструкций. Отчасти выбор именно на подобную форму, взамен подготовки громоздкого единого документа, пал в связи со значительной гибкостью директивного правового регулирования, в вопросе сближения национальных правовых систем, при безусловном сохранении за последними определенной свободы самостоятельно избирать формы и методы реализации директивных предписаний.
Позднее, в 1995 г. после одобрения Европейского парламента, была опубликована первая часть так называемых Принципов европейского договорного права, в содержании которых регулировались вопросы исполнения договорных обязательств, способов и средств обеспечения соответствующего исполнения, и т.д.
Несмотря на то, что подобная модель правового регулирования была значительным шагом в унификации договорно-правового регулирования в ЕС, на практике и в доктрине названные принципы встретились с множественной критикой. В частности, предлагалось не ограничиваться только лишь принципами, а сразу готовить единый Гражданский кодекс ЕС, в рамках которого, на уровне подотраслевого регулирования (подобно национальным правовым системам), предусматривались бы нормы единого договорного права ЕС.
Однако, как известно, подобные предложения не были восприняты, а модель утверждения единых принципов договорного права, напротив, доказала свою эффективность и применяется в ЕС до настоящего времени.
Содержание принципов европейского договорного права
Для целей продолжения характеристики договорного права ЕС представляется целесообразным подробнее остановиться на анализе содержания некоторых принципов европейского договорно-правового регулирования. В частности, в числе таковых в настоящее время выделяются:
- Принцип обязательного характера договорных положений для его сторон. Несмотря на существование отраслевого принципа свободы договоры (нашедшего отражение в том числе в правовой системе Российской Федерации) на уровне европейского договорного права содержится однозначное указание на то, что сторона заключая договор принимает на себя обязанность исполнить его положения, причем даже в тех случаях, когда подобное исполнение становится более обременительным для обязанной стороны;
- Необязательность письменной формы договора – в договорном праве ЕС обращено внимание на то, что договор не нуждается в заключении и подтверждении исключительно в письменной форме, а может быть доказан любого рода средствами, обладающими достаточным доказательственным значением;
- Возможность отзыва оферты до ее акцепты – в отличие от российского законодательства, на уровне европейского договорного права упорядочена давняя коллизия о допустимости отзыва направленной оферта, но, тем не менее, предусматриваются определенные изъятия из обозначенной возможности в виде оснований для признания отзыва оферты недействительным.