Понятие и сущность договора коммерческой концессии
Договор коммерческой концессии - это соглашение между сторонами, в соответствии с которым одна из сторон предоставляет другой право на использование комплекса исключительных прав, опыта ведения бизнеса и деловой репутации.
Согласно Гражданскому кодексу РФ договор франшизы должен быть заключен в письменной форме и в него должно быть включено право пользования товарным знаком, а также другими атрибутами. Кроме того, договор франшизы должен быть оплачен.
Сторонами договора франшизы или коммерческой концессии являются владелец авторских прав и пользователь. Участниками могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Как следует из ГК РФ, договор коммерческой концессии может заключаться либо на определенный срок, либо на неопределенный срок.
Договор коммерческой концессии должен быть зарегистрирован в Роспатенте. Если какое-либо из существенных условий, необходимых для заключения договора, отсутствует, то договор не будет зарегистрирован.
В соответствии с коммерческим концессионным соглашением владелец авторских прав несет солидарную ответственность с пользователем за продажу товаров или оказание услуг. Если требования предъявляются пользователю в качестве производителя, владелец авторских прав несет ответственность.
При повторном заключении концессионного договора пользователь, полностью выполнивший свои обязательства, будет иметь преимущественные права. Если владелец авторских прав по истечении срока действия договора заключает новый договор с другим пользователем на аналогичных условиях, предыдущий пользователь имеет право потребовать повторного подписания такого договора с ним и возместить любые убытки.
Владелец авторских прав обязан:
- предоставить пользователю всю документацию, необходимую для осуществления деятельности;
- зарегистрировать соглашения о франшизе с Роспатентом;
- консультировать пользователей;
- контролировать качество товаров, производимых пользователем, или предоставляемых им услуг.
Пользователь должен:
- использовать товарный знак в порядке, установленном договором;
- хранить секреты, ноу-хау и другую конфиденциальную информацию правообладателя;
- действовать в соответствии с инструкциями и указаниями правообладателя;
- предоставить клиентам все услуги, которые они могут получить, если они покупают продукт или услугу у владельца авторских прав;
- обеспечить высокое качество продукции или услуг на уровне одного и того же владельца авторских прав.
Соглашение о коммерческой концессии должно содержать следующие основные данные:
- Объект соглашения - объект (объекты) интеллектуальной собственности, который передается для использования.
- Сумма и порядок выплаты вознаграждения правообладателю – это может быть единоразовый платеж либо регулярные платежи (ежемесячные, ежеквартальные) правообладателю.
- Информацию о том, каким образом франчайзи может использовать предоставленную интеллектуальную собственность.
- Положение о неразглашении тайны производства правообладателя и другой конфиденциальной информации, полученной от него.
- Требования о соответствии установленным стандартам качества товаров и услуг, которые предъявляются к качеству аналогичных товаров и услуг правообладателя.
Кроме того, в договоре могут быть указаны следующие условия: территория, на которой может использоваться интеллектуальная собственность; срок действия договора; возможность заключения контрактного соглашения; обязательство не конкурировать с владельцем авторского права на территории, на которую распространяется договор; запрет пользователю заключать коммерческие концессионные соглашения с конкурентами владельца авторского права; обязательство пользователя согласовывать с владельцем авторского права расположение коммерческих помещений.
Регистрация договора коммерческой концессии
Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме, несоблюдение этого правила приведет к его недействительности.
Регистрация коммерческого концессионного соглашения требовалась до 1 октября 2014 года. С этой даты были отменены изменения в Части 4 ГК РФ и регистрация соглашений об интеллектуальной собственности, включая регистрацию соглашений о франшизе. Несмотря на это, его сторонам договора концессии все равно придется обращаться в Роспатент. Дело в том, что регистрация обусловлена предоставлением прав по коммерческой концессии на объекты, в отношении которых исключительное право вытекает из факта регистрации. Исключительное право представляет собой пользование такими элементами интеллектуальной собственности, как товарные знаки, патенты и пр.
Для государственной регистрации коммерческой концессии требуются следующие действия: уплата патентной пошлины в установленном размере; подача в Роспатент заявки на регистрацию, подписанной обеими сторонами соглашения.
В случае, если договор коммерческой концессии был подписан одной стороной, то к нему должен прилагаться один из следующих документов: уведомление о передаче прав по коммерческой концессии, подписанное сторонами; выписка из договора, заверенного нотариусом, или выписка из договора коммерческой концессии.
Итак, сама регистрация обычно занимает два-три месяца, если Роспатент не имеет оснований для отправки запроса. При наличии таких оснований срок регистрации коммерческого концессионного соглашения с учетом передачи документов может быть продлен до шести месяцев. Именно поэтому нужно сразу тщательно подойти к подготовке необходимого набора документов.
Если рассматривать договор коммерческой концессии, с юридической точки зрения, то можно сказать, что он действительно сложен. За пределами сферы действия статьи, которая регулирует составление и выполнение договора коммерческой концессии, остаются вопросы, связанные с ответственностью, возможными деформациями и расторжением договора франшизы. Стоит отметить, что коммерческая концессия может принести хорошую прибыль как владельцу прав, так и какому-то конкретному пользователю, поэтому людям нужно быть очень осторожными, когда они планируют разработать уже известный бренд и пытаются выйти на мировой рынок.