В международном мореплавании и воздушном сообщении чартером принято называть один из видов договора перевозки груза, пассажиров, а также багажа. Фактически он является синонимом договора фрахтования.
Чартерный договор представляет собой договор, заключенный между владельцем транспортного средства и фрахтователем, то есть, нанимателем, на аренду транспортного средства, либо части транспортного средства, на конкретный срок или рейс.
В соответствии с договором чартера одна из сторон – фрахтовщик, обязана оплатить другой стороне, то есть фрахтователю всю вместимость, либо часть вместимости используемых для оказания услуги транспортных средств на один, либо более рейсов для осуществления перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Заключение договоров чартера допустимо только для водных и воздушных видов транспорта. Для наземного транспорта данный вид договоров заключать не принято.
Понятие «чартер» обычно применяется в двух смыслах:
- В широком смысле, когда чартер - это родовое понятие, что объединяет в единое целое все договоры чартера.
- В узком смысле, когда чартером называется разновидность договора перевозки.
Стороны договора
В качестве сторон чартерного договора выступают
- Фрахтователь или отправитель груза.
- Фрахтовщик или перевозчик.
Фрахт – это оплата перевозчику за доставку груза в конкретный порт назначения.
Размер фрахта будет зависеть от меры, веса, либо стоимости груза. В чартерном сообщении ставка чартера будет определяться в соответствии с соглашением сторон в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка, в отличие от линейных перевозок, в которых провозная плата установлена в соответствии с тарифами линейных конференций.
Общепринятым в чартерных перевозках выступает полное или частичное авансирование суммы фрахта в пользу фрахтовщика.
Основные особенности заключения договора фрахтования транспортного средства для перевозки людей и багажа по заказу
В соответствии со статьей 787 ГК РФ, договором фрахтования может предусматриваться следующее:
- Возможность предоставить полную или частичную вместимость конкретного транспортного средства.
- Участие одного и более транспортных средств.
- Возможность реализации грузовой перевозки, перевозки пассажиров или багажа одним, либо несколькими рейсами.
Перевозка детей и лиц с ограниченными возможностями
При исполнении договора фрахтования в процессе перевозки детей, как и пассажиров с ограниченными возможностями, необходимо соблюдение специальных требований.
При перевозке детей необходимо руководствоваться Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, которые утверждены в соответствии с Постановлением Правительства № 1177 («Правила перевозки детей»). Этими правилами осуществляется регулирование перевозки детей автобусами в городском, пригородном, а также в междугородном сообщении.
Требования фрахтовщика по вопросам выплаты фрахта никак не связаны с сохранностью груза. Перевозчик не имеет права требовать получения фрахта в ряде ситуаций:
- Когда судно не заработало фрахт и не приступило к тому, чтобы его заработать.
- При потере груза, которая произошла до того, как у перевозчика возникло право на авансовый фрахт.
- При потере груза в результате появления обстоятельств, которые не относятся к числу освобождающих перевозчика от возложенной на него ответственности.
Виды договора фрахтования судна (чартера)
Существует несколько видов договоров фрахтования (чартера):
- Тайм-чартер.
- Рейсовый чартер.
- Димайз-чартер.
- Бербоут-чартер.
Рейсовый чартер - это договор морской перевозки груза с условием предоставления под груз либо всего судна целиком, либо конкретных помещений, куда может поместить груз полностью.
В соответствии с заключенным договором фрахтовщик обязан осуществить перевозку конкретного груза на обусловленном судне в конкретную точку назначения за один, либо за несколько рейсов. На фрахтователя заложена обязанность передать фрахтовщику груз для дальнейшей перевозки и затем произвести оплату фрахта.
Рейсовый чартер обычно заключается фрахтовщиком от собственного имени самостоятельно или с использованием посреднических брокерских услуг.
Тайм-чартер - это договор, в соответствии с которым судовладелец обязан за вознаграждение предоставить фрахтователю на установленный срок конкретное судно для достижения поставленных целей.
В качестве таких целей могут выступить:
- Перевозка грузов и пассажиров.
- Проведение научных исследований или портовых работ.
Говоря о димайз-чартере, следует отметить, что такой вид договора имеет принципиальное отличие от остальных. Прежде всего, оно заключается в том, что по рейсовому и тайм-чартерам судовладелец будет оказывать услуги фрахтователям от собственного имени и за счет своего экипажа судном, которое находится в его владении.
В соответствии с димайз-чартером владение судном и контроль над ним на установленный срок действия договора перейдет к фрахтователю. При этом последний будет нести полную ответственность за следующие процессы:
- Управление.
- Плавание.
- Эксплуатация судна на период действия чартера.
Команда и капитан – это служащие фрахтователя. В такой форме чартера на фрахтователя возложены обязанности по обеспечению судна и его пассажиров водой, припасами, а также разного рода горюче-смазочными материалами.
При перевозках в течение димайз-чартера на зафрахтованном судне грузов третьих лиц перевозчик - это фрахтователь, который помимо полной ответственности в оговоренных правилах за перевозимый груз обладает правом на получение вознаграждения при спасении, либо при оказании какой-либо помощи на море.
Бербоут-чартер представлен в качестве договор фрахтования судна без экипажа в торговом мореплавании.
В соответствии с договором фрахтования судна без экипажа судовладелец несет обязанность внести оплату и предоставить фрахтователю возможность использования на определенный срок не укомплектованного экипажем и не снаряженным для перевозок грузов судна.