Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Правовое регулирование перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов морским транспортом по чартеру

Источники правового регулирования перевозок грузов морским транспортом

Замечание 1

Источники правового регулирования перевозок грузов морским транспортом — это нормы, регулирующие транспортировку грузов (включая крупногабаритные и тяжеловесные), в основе которых лежит национальное законодательство, международные договоры и др.

Источники правовых норм, регулирующих перевозку грузов морским транспортом:

  • национальное законодательство, внутригосударственные акты о мореплавании и торговле; Кодекс торгового мореплавания (КТМ) регулирует национально-правовые отношения в сфере торгового мореплавания, КТМ содержит материально-правовые унифицированные нормы международного характера, внесенные в внутригосударственное законодательство РФ;
  • международные договоры, межгосударственная кодификация материально-правовых норм;
  • Брюссельские конвенции;
  • Международная конвенция ИМО (Международная морская организация);
  • Афинская конвенция ИМО;
  • международные обычаи, сформировавшиеся обыкновения и правила морского судоходства, которые несут юридически обязательный характер.

Морское судоходство бывает двух видов:

  • нерегулярное, или трамповое судоходство, при котором судно осуществляет одиночные рейсы в различных направлениях;
  • регулярное, или линейное судоходство, при котором перемещение морских судов осуществляется между определенными портами по известному и объявленному заранее расписанию.

Линейное судоходство — это более прогрессивная формой морских перевозок, что нашло отражение в его правовом регулировании.

Трамповому и линейному судоходству соответствуют два основных типа договоров перевозки грузов: перевозки по коносаменту и перевозки по чартеру. Перевозки по чартеру регулируются нормами национального права, обладающими диспозитивным характером. Перевозки по коносаменту являются предметом международных договоров, нормы которых обладают императивным характером.

Правовое регулирование перевозок грузов морским транспортом по чартеру

Определение 1

Чартер — это договор фрахтования судна, согласно которому фрахтовщик (перевозчик) обязуется перевезти определенный груз из порта отгрузки в порт назначения с соблюдением условия предоставления к перевозке всего судна, или его части, или отдельных помещений, а другая сторона — грузоотправитель (грузополучатель) или фрахтователь обязуется предоставить груз для перевозки и уплатить фрахт — провозную плату.

«Правовое регулирование перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов морским транспортом по чартеру» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Договор перевоза груза по чартеру является возмездным, двусторонним и консенсуальным.

Виды чартера:

  • рейсовый чартер, или чартер-партия — предусматривает в качестве предмета оказание услуги транспорта по перемещению или перевозке из порта отгрузки в порт назначения груза; судно в период рейса в навигационно-техническом, административном и коммерческом отношении остается в собственности и во владении судовладельца-перевозчика; экипаж и капитан являются служащими судовладельца, подчиняются исключительно его указаниям; все расходы по содержанию и оборудованию судна несет судовладелец;
  • тайм-чартер, или договор аренды морского судна — возможность использования морского судна для перевозки груза, в иных целях торгового мореплавания (для научных исследований и др.); судно в коммерческом отношении переходит во владение фрахтователя, в навигационно-техническом и административном отношении находится в собственности судовладельца, обязанному предоставить судно для использования с укомплектованным и полностью снаряженным экипажем;
  • бербоут-чартер, димайз-чартер, или договор аренды "голого" судна — используется по усмотрению фрахтователя, обязующегося за свой счет снарядить судно и укомплектовать экипажем; судно в период действия договора в навигационно-техническом, административном и коммерческом отношении переходит во владение фрахтователя; за использование судна судовладелец получает только арендную плату, судно остается в собственности судовладельца.

В чартер включен ряд условий:

  • характеристика судна, предоставляемого к перевозке (его наименование, валовая грузовместимость и грузоподъемность; замена судна, указанного в чартере, возможна только с согласия фрахтователя (исключение составляют ситуации технической необходимости, которая возникает после погрузки); смена флага судна возможна только с согласия грузоотправителя (грузополучателя);
  • характеристика груза, предоставляемого к перевозке (наименование груза, его вес, род); если в договоре указано, что предметом перевозки может быть «любой законный груз», то перевозчик имеет право отказаться от приема груза для перевозки, если груз является запрещенным или контрабандным для ввоза-вывоза, не отвечает типу судна или является опасным;
  • направление судна, место назначения и место погрузки; при указании направление судна указывается конкретный морской бассейн, в границах которого фрахтователь имеет право выбрать порт назначения;
  • порядок уплаты и размер фрахта;
  • порядок проведения погрузочно-разгрузочных работ;
  • порядок агентирования и условия страхования судна;
  • юрисдикция и применимое право (пророгационное соглашение или арбитражная оговорка).

Проблемы правового регулирования перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов

В настоящее время существует ряд системных недостатков морского транспорта, к числу которых относятся: слабое развитие транспортной инфраструктуры, нормативно-правовые, тарифные и таможенные барьеры на границах, незначительный масштаб бизнеса логистических компаний.

Большинство перевозок на дальние расстояния являются мультимодальными (смешанными). Перевозка крупномасштабных и тяжеловесных грузов выступает специфическим видом транспортной деятельности, не требует особого обслуживания клиентов.

Одной из проблем мультимодальных перевозок является согласование деятельности используемых видов транспорта. Морской транспорт является наиболее предпочтительным при перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов, он позволяет перевозить грузы почти без ограничений по размеру и весу. Достоинства морского транспорта — дешевый вид перевозки, недостатки — отсутствие в некоторых регионах водных путей, малая скорость.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 20.08.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot