Самые первые Конституции появились еще в восемнадцатом веке и являлись оптимальным решением для регулирования свободных отношений, которые возникали между государственной структурой и гражданами страны. Ни одна Конституция мира не могла обойтись без разделов, которые устанавливали, регулировали и контролировали права, а также обязанности всех граждан страны. Иными словами, именно в Конституциях можно было найти ответы на вопросы, что можно и что нельзя делать.
Конституция и конституционное право на территории России
На территории России всегда существовало своеобразное нигилистическое отношение к основному государственному документу под названием Конституция. В начала становления страны отношение к Конституции складывалось весьма неоднозначное, граждане и сама власть не принимали данный государственный документ. Впервые понятие конституционного права вводит в 1780 году М.М. Сперанский, он утверждал, что при помощи Конституции можно создать правильное со всех сторон государство.
В современную Конституцию того времени водили следующие понятия, права и обязанности граждан страны:
- Политические права.
- Политические свободы. Отдельными статьями были прописаны свобода слова, митингов, печати, уличных шествий и собраний, целью которых было объединение группы народов в одну неделимую страну.
После того, как Россию во всеуслышание провозгласили суверенным государством, произошли определенные изменения, которые затронули все виды власти, а также права и свободы граждан страны. Кроме того, соответствующие изменения коснулись и системы организации государственной власти, а также всего государственного устройства. Стоит отметить, что именно в этот период появились новые органы государственной власти -Конституционный суд и двухпалатный Верховный Совет. Также расширилась система прав местного органа власти. Политическая жизнь страны в процессе изменения конституционного права также отразила в себе некоторые противоречия:
- Остались прежние гимн и герб страны.
- Две палаты Верховного Совета Российской Федерации не получили независимость, и ими мог управлять только Президиум Верховного Совета. Здесь речь идет о Совете Национальностей, а также о Совете Республик.
- Выражено отсутствие принципов, которые могут разделить власть. В результате происходит разногласие между Советами всех государственных уровней и системой исполнительной власти.
Самые сильные конфликтные разногласия стали образовываться между Верховным Советом и Президентом страны. Подобную ситуацию называли конституционным кризисом. Кризис удалось ликвидировать исключительно силовыми средствами, а именно роспуском Совета всех народных депутатов не только в центре, но и во всех регионах страны.
Референдум конституционного права
Одновременно с этим процессов протекала работа по созданию новой Конституции с ее особенными конституционными правами. Еще в 1990 году государством была создана комиссия, которая отвечала за процесс создания и регулирования российского конституционного права. Только спустя три года, а именно в 1993 году был принят проект о создании новой Конституции Российской Федерации, и в декабре этого года она была рассмотрена и принята на территории страны.
В новую Конституцию Российской Федерации было внесено около 500 поправок различных статей, около 40 правовых норм, которые позднее были рассмотрены на всенародном обсуждении. В декабре 1993 года состоялось общероссийское народное голосование, которое и привело к принятию новой Конституции Российской Федерации.